Наталья_К | Дата: Вторник, 14.11.2017, 15:46 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 145
Статус: Offline
| Игра – лучший метод социально-коммуникативногоразвития детей
В своё времяноватор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития. Не только длямалышей, но и для значительно более старших детей игра продолжает оставаться основным видом деятельности, при этом её неотъемлемой составляющей становится общение в процессе игры.
Психолог Л.С. Рубинштейн также отводил значительную роль игровой деятельности, отмечал её значение в жизни ребёнка. Он говорил, что лишь в процессе игры ребёнок не просто имитирует чью-то личность и исполняет чужую роль, но вместе с этим обогащает, углубляет, расширяет и собственную. В результате он легче понимает окружающий мир и разбирается в происходящих в нём событиях.
Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже непривлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре. Лишь тогда он не только поймёт важность и смыслвзаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем.
Игры для самых маленьких
Для детей2-3-летнего возраста полезны обычные сюжетно-ролевые игры на классические темы («дочки-матери», «игра в доктора», «игра в магазин»). Но очень важно, чтобы и кто-то извзрослых (родители, бабушки, воспитатель) принимал в игре участие, ведь именно взрослые на своём примере должны показать малышу, как правильно вести беседу, здороваться, добиваться желаемого или от чего-то отказываться.
«Эмоция»
Для детейсреднего возраста интересной должна показаться игра «Эмоция». В ней ребёнок получает ценный опытвыражения эмоций, а также учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.
«Ситуация»
Игра«Ситуация» будет интересна для старших дошкольников. Взрослый её участник предлагаетребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком абрикосов, спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант – допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?
С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения,развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются кбезболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.
Режим и социально-коммуникативное развитие
В дошкольныхучреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников – режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение сдетьми и корректировать их взаимодействие между собой. Общение являетсясложным, многосторонним процессом, включающим познавательный, эмоциональный и оценочный компоненты. Эмоциональным компонентом является обеспечение чувства защищённости, психологического комфорта. Под познавательным подразумевается удовлетворение потребности в приобретении знаний с последующим практическим их применением. Оценочный компонент – это самооценка и адекватная оценка поступков ровесников или взрослых.
Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм:они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов. Процесссоциально-коммуникативного развития дошкольников можно оптимизировать рядом приёмов:
- традиции, вводимые педагогом явным образом, обговариваемые им заранее, или просто изо дня в день
повторяемые фразы их до усвоения детьми;
- «утро радостных встреч» – приветствовать друг друга или обмениваться рукопожатиями и приятными
словами;
- раз в неделю проводить читательский день, в который один из воспитанников приносит любимую книгу,
которую коллективно читают и обсуждают;
- раз в неделю проводить день любимой игрушки, в который все могут принести из дома любимые игрушки и
что-то о них рассказать.
Условныесигналы для перехода к другому виду деятельности:
- звон колокольчика перед началом занятий;
- стук воспитателя в бубен, призывающий детей на утреннюю зарядку;
- устойчивая фраза педагога, звучащая перед началом игры, например: «Я детишек позову в интересную
игру»;
- символика группы (флаг, гимн, эмблема), отличающая её от прочих групп.
Социальныезнаки:
- повязка дежурного по занятиям или столовой;
- руль у ведущего строй на прогулку или зарядку;
- флажок замыкающего строй.
У педагоговесть ещё множество иных атрибутов. С помощью каждого такого приёма активней происходит социализация, общение с детьми выстраивается эффективнее, что помогает воспитателю организовать их жизнедеятельность.
|
|
| |