ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ
В современном мире проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из важных. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы сформировать у детей любовь к Родине, помочь детям накопить социальный опыт жизни в своём городе, усвоить принятые в нём нормы поведения, взаимоотношений, приобщить к миру его культуры. Нельзя не любить свой край, не гордиться городом, в котором ты живёшь. Целью ознакомления дошкольников с родным краем является расширение и углубление знаний детей о родном городе, воспитание интереса к географическим, природно-экологическим особенностям, уважения к его истории и национальным традициям,формирования навыков заботы о его природе и благосостоянии. Знакомя старших дошкольников с родным городом, необходимо использовать различные методы и приёмы. Это, прежде всего игра, беседы, экскурсии, предметная деятельность,общение, труд, встречи с интересными людьми разных профессий. В обучении разным видам деятельности,свойственных дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, приобщение детей к социальной действительности, развитие его субъектности способствует:-развитию музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;- осуществлению деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. дают возможность выбора ребёнком той деятельности, в которой он хотел бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном. Это и творческая игра, и составление рассказов, и изготовление поделок, и сочинение загадок, и аппликация, и лепка, и рисование, и проведение экскурсий, и деятельность по благоустройству города, и охрана природы;- привлечению детей к участию в городских праздниках с тем,чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День Российского флага, День знаний, День матери, Новогодняя ёлка, Рождество, День Защитника Отечества, Масленица, День Земли, День Победы, День рождения города). Осознанный отбор методов по ознакомлению детей с родным краем, повышает их познавательную и эмоциональную активность, а создание необходимой развивающей среды в группе и ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) Таким образом, необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают педагогические и психологические исследования: дети отличаются высокой восприимчивостью, они легко обучаемы.
Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания у ребёнка могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.