galinasizikowa | Дата: Четверг, 13.04.2023, 08:51 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Воспитатели
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Консультация для родителей«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Развитие связной речи является центральной задачейречевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.Развитие связной речи детей осуществляется в процессенепосредственной образовательной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалоге и монологе. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.Для этого проводятся беседы на самые различные темы,связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.Развернутым видом речи является монологическая речь.Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.Развитие связной речи происходит:– вовсех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;– всовместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы);– всамостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);– всемье (взаимодействие детей и их родителей).При работе по развитию связной речи с детьми старшегодошкольного возраста используются следующие задания и упражнения:1. Рядпоследовательно выполненных действий.Организуетсяигровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.2.Составление предложений.Ребенокотбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». Обсуждаются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.3.Составление рассказа по картинке и серии картин.Сначаларебенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.4.Составление рассказа-повествования.Дошкольникимогут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.5.Составление рассказов-описаний.Этомувиду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.6.Рассуждение.Удошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.7.Пересказ текстов.Обучатьпересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.8. Разучиваниестихотворений.Привыборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
|
|
| |