Наталья_К | Дата: Четверг, 11.02.2021, 12:09 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 145
Статус: Offline
| Консультация «Самостоятельность ребёнка. Еёграницы» Я сама помыла ручкиИ сама надену брючки.Уложила в койку мишкуИ на лбу набила шишку.Утром я поела кашкуИ сама помыла чашку.Можно я сложу игрушкиИ пойду играть к подружке? Часто, по разным причинам –из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным? Самостоятельность – это ценноекачество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Современная начальная школапредъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом. Как отмечал Л. А. Венгер,взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Cегодня ребёнок не мотивирован на реализациюразных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться. Проблема формирования у детей самостоятельностибыла и остается одной из самых актуальных. Волевые качества личности являютсястержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. Самостоятельность обеспечивает: Формирование самостоятельности дошкольникаспособствует развитию его личности в целом.Отличительной особенностью самостоятельности детейстаршей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Ребёнка, который ещё слабо владеетнужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором. Чтобы дети старшего дошкольного возрастанаучились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах давать им конкретные задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность . Необходимо учить дошкольников впроцессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.Дети старшего дошкольного возраста могут выполнятьследующие виды работ: 1. Содержать в порядкесвои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые). 2. Протирать мебель (вместе с кем-то извзрослых). 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личныевещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п. 4. Накрывать на стол, убирать посуду послееды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака. 5. Подметать сырым веником пол в комнате,небольшой метлой дорожку во дворе. 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи:чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды. 7. Оказывать посильную помощь в разныххозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую. 8. Приносить воду в небольших ведёрках,колотые дрова. 9. Проявлять заботу о младших брате, сестре(помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение). 10. Оказывать внимание и помощь бабушке,дедушке, маме и папе, пожилым людям.
|
|
| |