Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.
Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее.Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности.Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых.Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях,
попытки установить свои правила в своем близком окружении.
Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему
говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок,
фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться
недостающего признания и т.п. Страхи как следствие развитого воображения.
Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со
сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно–ролевым наполнением
(игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся,
мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной
становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и
обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в
увлекательном разговоре или занимательной игре. Вам как родителям важно: Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство
вины, либо злость и протест. Если вы что - то однозначно запрещаете ребенку,
будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу. Говорите ребенку о своих чувствах,чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки.
Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие
инициативы. Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и
почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи,
позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании). Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и самовыражения. По возможности не оценивайте
творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно–пусть он оценит это сам.
Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать
ребенка заранее. Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его
мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.