Наталья_К | Дата: Воскресенье, 09.07.2017, 18:22 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 145
Статус: Offline
| «Психологическая безопасность игрушки»
Детство немыслимо без игрушек.Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. В настоящее время выбрать игрушку малышу становится очень непросто. Помимо традиционных кукол, мишек, машинок, мячиков, появились новые, незнакомые нашему детству игрушки: динозавры, трансформеры, человеки-пауки, и проч. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки сложно предугадать, несмотря на многообещающие аннотации. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, а нужные и важные для детского развития отсутствуют.
При выборе игрушек чрезвычайно важноучитывать не только их красоту, привлекательность и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка. Выбирая игрушку, важно помнить, что ее главная задача - побуждатьребенка к деятельности, стимулировать его осмысленную активность. «Глупые игрушки»
. Еще в начале 20-го векапоявилась одна из первых классификаций детских игрушек, которые могут негативно влиять на психику ребенка. В. Малахиев-Мирович, ее автор, считал, что большинство игрушек можно отнести к одной из пяти категорий: скучные, глупые, мертвые, пошлые и безнравственные. К «скучным» он относил почтивсе механические игрушки и игрушки-скульптуры (застывшие в одной позе). Они могут вызвать у ребенка лишь минутное удивление. «Глупые»игрушки - это щелкунчик с уродливым лицом, страшные маски и др.
«Мертвыми» он считал игрушки,приближенные к учебным пособиям, которые своей сверхпродуманностью, сверхполезностью и сверхцелесообразностью могут погубить ростки детской инициативы и творчества.
«Пошлые»игрушки - разнообразные страшные, уродливые, саркастичные и ироничные,вульгарные копии людей и животных - способны не только испортить вкус ребенка, но и «отнять у него возможность человеческого участия к самому трагическому из явлений мира - к уродству». В число «безнравственных»игрушек были включены предметы военного дела, которые пробуждают жаждунасилия и разрушения.
Современныеигрушки для детей. В последнее время мир игрушек стремительно меняется - они становятсявсе более детализированными и автоматизированными, как бы живут самостоятельной жизнью. Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - достаточно использовать все это «богатство» по назначению. «Вот кто станет твоим настоящим другом!» - обещают в аннотации, предлагая ребенку дружбу с заводной собачкой, Барби или трансформером. Важно понимать, что ребенок видит в интересной для него игрушке самого себя. Имея достаточно развитое воображение, он может представлять одно и то же лицо куклы веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет игрушку, и она обретает способность действовать и проявлять свой «характер». Но для воображения и фантазии требуется пространство. Именно отсутствиеизбыточных деталей, некоторая нехватка подробностей в образе игрушки-персонажа и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии. Что же происходит,когда ребенок получает через игрушку четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? В первую очередь это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности ребенка. Куклы с подробно прорисованными лицами, заданными позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда кем-то определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Если ребенок умеет играть, то он будет способен развить собственную игровую линию даже в случае навязанного игрушкой образа. Если же игровые навыки ребенка неразвиты (а таких детей сейчас все больше), то образ игрушки оказывается доминирующим, и ребенок словно воспроизводит ее характер. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание; с куклами Барби - нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и интриги против других красавиц. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку условных рефлексов: чтобы он засмеялся, нужно нажать на голову, чтобы начал танцевать - качнуть один раз, перестал плакать - качнуть три раза и т. п.
Такие игрушки лишают ребенкавозможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, то есть играть. Детям предлагают строго определенные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить - остается только воспроизводить предложенные стереотипы.
Главные качества, которые должныпроявляться и развиваться в детских играх, - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - остаются совершенно невостребованными и не прогрессируют. Вместе с тем ребенок быстро привыкает к таким красивым и «укомплектованным» игрушкам и, получая все новые и новые, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зависеть от того, что «заложено» в такой игрушке, и все охотнее подчиняется ее требованиям. Ребенку (и окружающим взрослым) кажется, что он управляет игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные действия. Таким образом, современные игрушки длядетей все дальше уходят от детской творческой игры в сторону механического использования операций, заложенных производителем. Дети все меньше играют и все больше «потребляют» игрушки: получив что-то, быстро осваивают заложенные в игрушке функции и утрачивают к ней интерес. И чем современнее игрушка, тем быстрее это происходит.
|
|
| |