detckovair | Дата: Вторник, 11.12.2018, 17:02 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 119
Статус: Offline
| Почти в каждой семьепоявление у ребенка нежелательных элементов в поведении, высказывания и поступков вызывает удивление: «Откуда это у него?». Если ребенок посещает ясли, детский сад, школу или часто играет с детьми на улице, то все отрицательное в его поведении высказывания приписывается дурному влиянию среды. Ну а если ребенок еще мал, если детский сад не посещает, на улице среди сверстников не бывает, тогда как? В таких случаях взрослые склонны считать, что ребенок просто от рождения имеет дурные наклонности.Встает вопрос, может ив самом деле малыш получил от предков «дурные» гены, которые являются виновниками его странных поступков? И тут уж никакое воспитание не в силах помочь?В воспитательномотношении взрослый человек для малыша является наиболее авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком, усваивать поведенческие акты и их детали. Ребенок во всем подражает взрослым и главным образом тем, которые постоянно общаются с ним, удовлетворяют его жизненные и ориентировочные запросы, составляют наиболее устойчивую макросоциальную среду.Но физиологическиймеханизм подражания как бы «слеп»: ребенок подражает взрослым и в хорошем, и в плохом.Особо интенсивноенакопление элементов познания происходит в первые пять лет жизни человека, а это ведь период дошкольный, когда ребенка «по – настоящему» никто не учит и не воспитывает, а все это идет как бы «само по себе». Но именно в этот период за папами и мамами, дедушками и бабушками постоянно наблюдает зоркий глаз будущего взрослого человека, и не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственности. А знаний? И знания, но последние начнут боле интенсивно формироваться позже, по мере созревания интеллекта с шести семи лет, когда первый звонок позовет ребенка в школу. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыш не впитал в себя из внешней микросреды отрицательное, ненужное, лишнее.Наиболеераспространенный недостаток в поведении детей – это неоконченное действие: ребенок взял игрушку, поиграл и бросил, не отнес и не положил ее туда, откуда он ее взял, не закончил действия, связанные с этой игрушкой. Перелистал книжку и бросил ее там, где она перестала его интересовать. Зайдя в квартиру. Снял головной убор, но не положил его туда, откуда взял. Это простые, элементарные деятельные акты. Но привыкнув не заканчивать их, ребенок в дальнейшем не будет доводить до конца начатое им дело. А из незаконченных действий формируется хаотичное. Безалаберное, несистематизированное поведение, которое уже становится доминирующей составной характера. Элементарный принцип порядка и заключается именно в том, что каждая вещь, каждый предмет в доме имеет свое место, и место это должно быть постоянным, а каждое полезное действие имеет начало развития и конец. Позже усваивает все это, здесь начинаются элементы продуктивного творчества.Наблюдения показывают,что большинство детей не заканчивает начатое действие, не приобретает привычки ставить вещи на свои места. Причина этого порой удивительно проста: вещи, которыми ребенок пользуется, не имеют своего постоянного места – таков порядок или, вернее беспорядок заводят дома папа, мама и другие домашние воспитатели ребенка. Неаккуратному воспитателю трудно ожидать успехов в выработке привычек аккуратности у своего воспитуемого. Очень трудно, скажем, научить ребенка убрать за собой со стола посуду, если это не делают со своей посудой другие члены семьи. Нелегко научить малыша и говорить «Спокойной ночи». «Доброе утро», если никто в семье не делает этого. А если это делается, то не приходится прилагать специальных усилий, привычка возникает сама по себе.Неразумно добротой кребенку, слепой любовью к нему и вседозволенностью можно нанести непоправимый вред, исковеркать его формирующую личность.Ни любовь к себеребенка воспитывает таким отношением мать и ни уважение, ни авторитет, а нечто совершенно другое. Авторитет, уважение, любовь к себе можно завоевать проявлением справедливости, объективности, честности, искренности, порядочности,разумной доброты и внимания к ребенку. И не только к ребенку, но и к другим людям. Последнее обстоятельство, кстати сказать, имеет исключительно важное значение: ребенок очень быстро заметит особое расположение к себе воспитателя по сравнению с другими детьми, а заметив это расположение к себе, не замедлит использовать как средство для достижения индивидуалистических целей.Взрослые, вспоминаясвое детство и отношение к себе родителей и других воспитателей, никогда не проявляют обиды, не осуждают требовательность последних. Даже строгость, и всегда с чувством благодарности отзывается об объективности, справедливости, честности своих родителей, их трудолюбие, порядочности, высокой нравственности, принципиальности.Родительский пример вповедении. Поступке, способе решения какой – либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда – то в далеком детстве подобной ситуации поступил его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или не осознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения и нравственности, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства, первые пять лет бытия срабатывает на любом этапе последующей жизни.Дошкольники еще неподготовлены к глубокому пониманию сущности происходящих вокруг них событий, слышимых рассказов. С позиции этой неподготовленности они могут сделать и незрелые выводы, наносящие ущерб формирующимся установкам их личности. Важно всегда помнить, что рядом с нами формирующийся человек, который все впитывает, Виденное, слышимое, наблюдаемое, пережитое.И плохое, и хорошее. Если природа дает человеку натуру, темперамент, тип высшей нервной деятельности, то среда, микросреда, семья, родители создают у ребенка навыки, привычки, формирует характер. А все это вместе с социальной направленностью во главе создает личность человека. И главными творцами, строителями личности ребенка являются ближайшие его создатели – мама, папа, бабушка, дедушка. Их привычки – привычки их детей, внуков. Создается, кроме биологической, социальная система наследственности. И самое обидное, когда любящие родители сами прививают любимому ребенку плохие привычки. Между тем, дети очень радуются хорошему, что есть у их родителей. С каким восхищением они рассматривают ордена и медали своих дедушек, с какой гордостью рассказывают своим маленьким сверстникам о том, что их дедушки участвовали в войне, защищали нашу родину от врагов, что их папа и мама тоже хорошие. И как больно ребенку, если он не может в беседе с однолетками привести в пример папу и маму.Воспитание – процессвечный и бесконечный, как сама жизнь. И осуществляя это благородное дело, вырабатывая у детей привычки, вкусы, формируя их личность, мы должны твердо помнить и осознавать наши недостатки, наши пережитки, изъяны с тем, чтобы предохранить от них детей , внуков, правнуков, будущее поколение.
|
|
| |