Администратор | Дата: Понедельник, 04.12.2023, 09:04 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Статус: Offline
| Консультация дляродителей «Развитиеречи детей в первой младшей группе» Дефицит общения –проблема развития речи детей.Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии,испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.Современные родители в быстроменяющемся современном информационноммире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение. От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразитьсвои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы ониспытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне,поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить). Развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако каквозникает и из чего складывается способность говорить - в этом то и вся сложность. Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания,формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Выделитьто главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи,очень трудно, и потому, что человеческая речь – явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребёнок плохо говорит, когда у него плохая дикция или, когда он не может ответить на простой вопрос. Когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать одним словом многие предметы или действия и т. п. Очевидно, перечисленные недостатки отражают разныестороны недоразвития речи и могутне совпадать (ребёнок порой плохо произносит или непроизносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечаетна вопросы взрослого и сам задаёт не менее интересные, но очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом охотно беседует с близкими взрослыми. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии) речи вообще невозможно. Обязательно следуетпонимать, какая именно сторона речи отстаёт;поняв суть, предпринять соответствующие меры. Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми. Познаваяокружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь двухлетнего ребёнка, мызаботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Когдазнакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами. Пример: «Клюёткурочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова. «Курочка клюёт. Что она делает? Клюёт (хоровые и индивидуальныеответы) . Проводимигры и упражнения, способствующие развитию речи. Пример: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.)». - «Куда что нужно положить во время уборки игрушек?»,платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д. Для развития речи мы широко используем картины сизображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём детям вопросы. Пример: «На картинемы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы. Важноезначение для развития речи имеетчтение книги с иллюстрациями. Большоеместо отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм. Вовремя одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться. На прогулке ежедневно проводим наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения. Длязакрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить какое – либо дидактическое задание, игровое упражнение: найти дерево, цветок, собратьлистья, принести веточку и т. д. Впроцессе трудовых действий обогащается речь ребёнка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание. У детей формируется умение слушать речьвзрослого, развивается навыкдействовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.Вовремя кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы, например: «Сейчас мы будем кушать каш у. Что мы будемкушать? – кашу, и. т. д. Детислышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи. Развиваем активную речь детей и во времяумывания ( читаем потешки: «водичка-водичка», «будет мыло, пенится»,просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.) Частодети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполняли: «у меня чистые ручки», «я съелавесь суп», «я выпил весь компот». Речь-это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в зависимости от того, какэта деятельность организована и в каких условиях протекает. Речевоесопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребёнка. Речевоедействие составляет основу мысленных операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей,сопровождающую их практическими действиями,не следует.Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развитиядетей.Чем богаче иправильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.Самымиважными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе. Шнурки какигра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно: • просто шнуровать; • использовать его в сюжетно-ролевых играх; • изучать цвета; • познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче. • Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат. То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных. Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день: 1. Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали. 2. Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают. 3. Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка. Играйте синтересом! Играйте с увлечением! Играйте с пользой!
|
|
| |