detckovair | Дата: Вторник, 06.02.2024, 05:51 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 129
Статус: Offline
| Консультациядля родителей. "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей."
“Истоки способностей идарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”. В.А. Сухомлинский
Речь – это способность говорить, выражать словамисвою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша. Речь начинает формироваться и развиваться в раннемдетском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий укаждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевые области мозга ребенка формируются подвлиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры? Игра – это ведущий вид деятельности в детскомвозрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом. Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, ивзрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого. Ниже хотелось бы привести примеры игр,способствующих развитию мелкой моторики рук и речи: 1. Пассивная гимнастика для пальчиков(поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут. 2. Активная гимнастика для развития мелкоймоторики: • Вот какие разные! Ребенку по очереди даютпотрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.
Важно: все предметы, используемые в играх, должныбыть безопасными для ребенка! • Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбиратьпирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление. • Сборные матрешки. Деревянная матрешка –прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка. • Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, чтовстретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.клама• Лепим из пластилина. Купите ребенкупластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим. Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной мукивысшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.
• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенкупорисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия. • Бусы. Вы можете найти в продаже готовыекомплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке. К таким играм, относятся различные шнуровки имозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. • Разноцветные прищепки. Из картона или плотнойбумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик. • Золушка. Данная игра проводится только подприсмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).
Важно: при игре с мелкими предметами взрослый долженнаходиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!
3. Упражнения без речевого сопровождения, когдавзрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).
4. Упражнения с речевым сопровождением (различныепальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).
«Замок»
На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок. Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны. Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга. Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе. Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянутьв разные стороны. И открыли. Расцепить пальцы.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная сбольшого. Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз. Перечень пальчиковых игр* Сорока - ворона кашку варила.*В гости к пальчику*Мальчик - пальчик,где ты был?* Идет коза рогатая* Мы капусту рубим и др.Какиграть в пальчиковыеигрыПеред началом упражнений ребенок разогревает ладони легкимпоглаживанием до приятного ощущения тепла.Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз,сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.Выполняя упражнение вместе с детьми, обязательно нужнодемонстрировать собственную увлеченность игрой.Привыполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точнымпереключением с одного движения на другое.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко,без чрезмерного напряжения мышцы руки, чтобы они приносили радость. Как вы могли убедиться, игры просты, и многие изних можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны. Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас всеполучится! Удачи вам!
|
|
| |