detckovair | Дата: Воскресенье, 08.09.2024, 09:53 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 131
Статус: Offline
| ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет Мы всегда рядом со своим ребенком, инемудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.Но бывает и так, что мы опережаемсобытия и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.Вот почему очень важно знать овозрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственномужеланию, его поведение носитнепроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоциинепостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всемпоходить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.На третьем году ребенок можетсамостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобыих кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Незадерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А можетбыть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему. Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зренияосознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, ав ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесьуважать желания, настроения,интересы своего ребенка, но в пределах разумного.Активно развивается речь ребенка.Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.В этом возрасте речь ребенкастановится основным средством общения не только со взрослыми, но ис детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем,когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии:ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает насебя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.Среди мыслительных операций важнейшимиявляются:· называниецвета (желтый, красный, синий, зеленый), · выделениевеличины (большой, поменьше, маленький), · называниеформы (круг, квадрат, треугольник), · расположенияпредмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);· сравнение поцвету, форме, размеру;· координациядвижений рук и зрения;· формированиепонятий «много», «мало», «один».Вам какродителям важно:Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя иутомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр.Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталямиконструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел илиделал. Предоставлять возможности длясамых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченновкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.Относиться к ребенку спокойнои дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности,поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового иинтересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.Относиться спокойно и спониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы,когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного имдругими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.Что долженуметь ребенок 2 – 3 летРазвитие речи· пониматькороткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях · выполнять до3 поручений (возьми, отнеси, положи) · называтьдетали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.) · использоватьпредложения из 2-3 слов· употреблятьв речи прилагательные, местоимения, предлоги · называтьпредметы по картинкам · говорить «досвидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»Сенсорное развитие· соотноситьобъемную геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывать на образец · группироватьпредметы по форме (круги, квадраты, треугольники)· выделятьвеличину предмета в сравнении (большой, поменьше, маленький) · различать3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, называть их · различатькачества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплыйРазвитие бытовых навыков· естьаккуратно, не обливаясь · при умываниитереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком · самостоятельноодеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться) · частичнораздеваться· складыватьна место одежду, обувь, посуду, игрушкирегулирует отправление физиологических потребностей
|
|
| |