detckovair | Дата: Воскресенье, 03.11.2024, 13:13 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 129
Статус: Offline
| Консультация для родителей«Капризы и упрямство у детей 2–3 лет»
Наши дети рождены для счастливой жизни, ив основном зависит от взрослых, будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами. Как же помочь своему ребенку избавиться от этих неблагоприятных черт своего характера? Необходимо выделить причины появления и особенности этих нарушений поведения ребенка.Отшлепать или накричать на ребенкадовольно легко. Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения? Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством, и нужно ли это делать вообще?Капризы детей — это вид упорного детского непослушания взрослым, длякоторого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все»). Чаще капризы свойственны таким детям, которые не знают, как достичь своей поставленной цели не иначе, чем своим нытьем и плачем. Как правило, капризный ребенок всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых.Упрямство — определенный способ ребенка настоять на своем «Я», его одна изпервых попыток самоутверждения. Он начинает проявлять упрямство в ответ на определенное поведение или некоторые требования родителей. Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка.«Капризуля» плачет по любому поводу, добивается к себе большеговнимания, а «упрямец» – настаивает на своем, не уступает.Упрямство ребенка — результат требовательности самих родителей, а капризы, наоборот, проявляютсявследствие чрезмерной уступчивости взрослых. У «упрямца» формируются очень неприятные качества: самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений.Можно выделить ряд причин детских капризов иупрямства. Ими выступают:1. Особенности развития психики ребенка.В развитии ребенка наступают определенныепериоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым.2. Смена окружающей обстановки.Когда появляется второй ребенок в семье,малыш начинает чувствовать, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест, который выражается во вспышках злости и агрессии. Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.3. Различие природных темпераментов детей и родителей.Когда родители предъявляют к своемуребенку требования, выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже тихий флегматик начинает капризничать, если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником.4. Ребенка что-то беспокоит,он болен, но сам этого не понимает. Ведьдети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых.Это такой способ общения ребенка совзрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви. Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.6. Реакция ребенка на запрет родителей.Капризничая, малыш хочет добитьсяжелаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то. В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка7. Стремление к самоутверждению.Выражается в протесте ребенка противчрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка:- взрослым необходимо изменить своеповедение, постараться уйти от зависимости от детских капризов. Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Малыш должен понять, что если нет – то это нет, если нельзя – то это нельзя;- вместе с этим взрослые должнысформировать у малыша определенные способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность, ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку, что взрослый делает это с любовью к нему;- необходимо разнообразить среду общенияребенка его сверстниками, друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят, он забывает про капризы и упрямства. Вместе можно собирать кубики, строить из них дом;- взрослым следует поощрятьсамостоятельность ребенка, нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то: убрать все игрушки или построить «гараж» и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность, что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство;- взрослым не следует кричать на ребенка вмомент его капризов. Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение;- взрослым не нужно просто говоритьребенку «нет». Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. В отдельныхсемьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях эмоционального и физического комфорта, то есть ребенок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка и в тоже время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребенка с взрослым, с которым последние, в конце концов, мирятся. Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, подать и т. д. Включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого. Бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства «сокращения» неразумных желаний ребенка. Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым. Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка раннего возраста, особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызывает большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребенка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, иногда берут их с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают по долгу смотреть телевизор. Яркие новые впечатления, незнакомые лица нарушают привычную атмосферу, переутомляют нервную систему ребенка. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует не дозволенного.Маленькому ребенку постоянно необходимы эмоциональныеконтакты с любимыми людьми (теплые руки и добрая улыбка мамы, бабушки, приветливое слово папы). Больше с детьми надо вести непринуждённые беседы во время прогулок, даватьим поручения, с которыми они справятся, развивать их самостоятельность, слишком не опекать.Уважаемые родители!Любите своих детей и будьте к ним очень внимательны!
|
|
| |