zlob_08 | Дата: Понедельник, 25.07.2016, 18:08 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Заблокированные
Сообщений: 76
Статус: Offline
| «Я одеваюсь сам»К3-3,5 годам ребенок может самодеться и раздеться.Но некоторые родители думают: дазачем это ему, еще такому маленькому? Мама сама все сделает быстрее и лучше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в 3 года ребенок заявляет «я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, о чем в 5-6 говорим: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребенок капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, сам делает это небрежно, плохо.Непропустите благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами,когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет оченьсложно.Эти, на первый взгляд элементарные,действия самообслуживания создаютбольшие возможности для развития малыша:- крепнет его рука, она«учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти;-развивается умение фиксироватьвзглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство»;- ребенок учится различатьи сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их;[img]file:///C:/Users/www/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.png[/img]-развивается умение устанавливать связь между совершаемымдействием и получаемым результатом.Всеперечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешногоего участия в любой продуктивнойдеятельности.Итак, ребенок хочет, но ещене умеет действовать с предметами - одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себяплатье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок снимает колготки: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя выдергивает из чулка сначала одну, потом другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно вывернутся наизнанку. Если оба, то колготки хоть надеть можно. А если один? Как их надеть, когда один чулок «смотрит» вниз, а другой вверх? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и сам начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, т. е. одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.Ну и как же, например, снять иположить колготки, чтобы максимально подготовить самостоятельное их одевание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном или идя на прогулку, а также вешалка для верхней одежды на уровне его роста.Итак, снимаем колготки:- стоя около стульчика спиной к сиденью, двумяруками держась за резинку,малыш спускает их ниже колен;-садится на стул;- берется одной рукой за пятку, адругой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрите с ним, что на колготках есть пятка и носок);- тянет поочередно чулки вниз.Чтобы надеть колготки без проблем,надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя в руках), то левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый у правой. Теперь смело можно всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.Мы не случайно так подробнорасписали, как проходят снятие и надевание колготок. Обратите внимание, сколько разных действий надо совершить, да таких, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. Да еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.Если мы, взрослые, продумаем вседействия ребенка, то облегчим очень сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным! Ведь это нам, взрослым, легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды. На первых порах малышу еще нужнапомощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать «рисунок» движения, которое приведет к желаемому результату.Обратите внимание: сначала действиесовершается ребенком и лишь после неудавшейся его попытки вы приходите на помощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.Проявите терпение! Скоро выувидите, что ребенок справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно.Постарайтесь сделатьпроцесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка: А баиньки, баиньки,Купим Маше (Оле) валенки,[img]file:///C:/Users/www/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.png[/img]Наденем на ноженьки,Пустим по дороженьке.Будет Машенька ходить,Новы валенки носить.***Маша варежку надела «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь-ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик, Как живешь?»***Лизонька (Оленька и т.д.) маленька,На ней шубка аленька,Опушка бобровая,Лиза чернобровая. ***У девочек и мальчиковЗимою мерзнут пальчики.Чтобы пальчики согреть,Что на ручки нам надеть? Обыгрывайте действия ребенка.Например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту ножку в другой домик» (надеваем туфли) и т.д.Все это сделает процесс одевания ираздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он не поймет вас. По интонации голоса, по движениям рук с вещью ребенок эмоционально уловит ваше отношение к ней.Итак,ваш малыш к 3-3,5 годам:· охотно обслуживаетсебя сам, одевается, раздевается, не капризничает, не требует, чтобы за него это сделали вы;· стремится кактивности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;· знает место каждойвещи и аккуратно их складывает определенным способом;· бережно обращается свещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.Все это - результат того, что вы,любя своего малыша, правильно себя вели:· проявили терпение,внимание и доброжелательность;· отвели специальноевремя для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни ребенка;· для каждой вещиопределили постоянное место, способ хранения и действия с ней;· оказывали помощьтолько в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом: я помогу тебе сделать самому;· [img]file:///C:/Users/www/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.png[/img]хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата,прилагая усилия с определенным напряжением;· замечали любое новоедействие, освоенное ребенком, и хвалили за самостоятельность;· выражали своимповедением бережное отношение к вещам. ЗакаливаниеВоздушное закаливаниеобеспечивается пребыванием детей в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше + 22°, дневным сном при доступе свежего воздуха (или сном на воздухе), воздушными ваннами при постепенном снижении температуры воздуха в спальной комнате до +18° (+16°) во время одевания и раздевания малышей с учетом состояния их здоровья. Организацияпрогулки Прогулка должна быть организована так, чтобыобеспечить достаточное пребывание детей на воздухе, их двигательную активность, способствовать закаливанию. В холодный период года дети находятся на воздухе 4—5 ч ежедневно: в первую половину дня — до 1 ч 50 мин — 2 ч, во вторую — до 1,5 ч и вечером по возвращении из детского сада до 1,5 ч (с учетом условий погоды и состояния ребенка).ОрганизациязанятийПсихическое и личностное развитиедетей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях. Занятия как одна из форм организации обучения занимают определенное место в режиме дня.Психолого-педагогическиеисследования доказали не только возможность обучения детей раннего возраста, но и исключительную восприимчивость их к усвоению учебного материала, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они предлагаются в доступной игровой форме.Основной, наиболее эффективнойформой обучения детей раннего возраста являются занятия. Занятия обеспечивают целенаправленное развитие ребенка, так как проводятся они в соответствии с программой, с учетом их индивидуального развития. Во второй младшей группе ежедневнопроводятся два занятия общей продолжительностью до 40 мин, включая перерыв. Занятия организуют в первой половине дня. Перерыв между ними следует использовать для переключения детей на другую деятельность и не допускать чрезмерно подвижных, шумных игр.Таким образом, жизнь детей и всемье, и в дошкольных учреждениях проходит в разных режимных моментах. Продуманные взрослыми формы организации жизни ребенка в детском саду и в семье оптимизируют процесс социализации ребенка и обеспечивают его целенаправленное развитие.
|
|
| |