zlob_08 | Дата: Вторник, 06.12.2016, 16:16 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Игровые приемы развития речи дошкольников
посредством наглядного моделирования .Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связнойречи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами необходимо использовать метод моделирования: схемы, силуэтные изображения, пиктограммы, мнемодорожки.В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детейдошкольного возраста, обычно, педагог использует различные методы и приёмы. Задаёт вопросы детям, напоминает, подсказывает. Часто приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавать ему массу вопросов: «Какое время года наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем закончился рассказ?» и т.д. Но можно изменить ситуацию к лучшему, внедрив в образовательный процесс метод моделирования. Как же можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений, пересказе коротких текстов, используя модели – схемы?Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания иусвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются дляобучения дошкольников: пересказу; составлению описательного рассказа; составлению рассказа на определенную тему; составлению рассказов по картине; рассказыванию с элементами творчества.
Самым простым из видов связного высказывания считаетсяпересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работу с моделями нужно начинать со второймладшей группы. Наиболее простой вид – моделисериационного ряда.С помощью этих моделей можно пересказывать такие сказки, как «Репка»,«Теремок», «Колобок», в которых герои значительно отличаются друг от друга по величине и их можно соотнести с фигурами разного размера, но обязательно одинакового цвета. Сначала нужно обсудить с детьми, кого из героев будет заменять та или иная геометрическая фигура. Затем, по мере рассказывания сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке. Двигая фигуры, и отождествляя их с определенным героем, дети пересказывают сказку.
Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенновыставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.На следующем этапе обучения детям предлагаются круги разного цвета и моделивыбираются совместно с детьми ассоциативно с учетом внешнего признака героя: цвета.Желтого цвета может быть цыпленок, утенок, зеленого – лягушонок, оранжевого– лиса, серого – волк и т.д. Цветом круга можно показать, какой герой по характеру: добрый или злой. Злой – всегда черный цвет. (Значит, избушка черного цвета может быть чьей?) В младшем дошкольном возрасте можноприменять модели-декорации.В средней группе дети учатся создавать моделисамостоятельно. Во время образовательной деятельности в режимных моментахвоспитатель предлагает детям схематично изобразить того или иного героя сказки. Важно суметь найти в рисунке-схеме главную деталь, не обращая внимания на мелкие. Дети рисуют модели, а потом совместно выбирают самую правильную модель и принимают ее за основу, т.е. зайца в дальнейшей работе будем изображать только так, лису – так, медведя – так и т.д. Постепенно дети учатся схематически записывать знакомые сказки и рассказы и пересказывать их.В работе со старшими дошкольниками моделированиепредставляет собой огромный простор фантазии. Чтобы облегчить детямпересказ текста, можно очень быстро «зарисовать» его с помощью пиктограмм или выбрать нужные пиктограммы из предложенных воспитателем. Получается картинный план рассказа, по которому все дети могут близко к тексту составить пересказ.Например, модель поезда означает начало, середину, конец рассказа илисказки. Начало и конец – короткие, середина – длинная. По выложенным пиктограммам дети пересказывают сказку или рассказ.
|
|
| |