darialoctionova | Дата: Среда, 09.02.2022, 07:54 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Воспитатели
Сообщений: 16
Статус: Offline
| «Солнечное детство» Работа с детьми с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста
Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В.А. Сухомлинский
Современная ситуация внедрения инклюзии в образовательную среду требует внимательного рассмотрения и комплексного подхода. Совместное воспитание и обучение детей с различными потребностями – способ воспитания у современных детей и их родителей толерантности, формирование у них моральных и нравственных ценностей и знаний, какое посильное участие они могут принять в жизни и судьбе тех детей, которых в силу ихособенностей, труднее жить, чем другим. По оценкам международных экспертов, в России живет около 50 тысяч человек с синдромом Дауна, из которых 25 тысяч - это дети. Собственной статистики в России нет, но сборник Минздрава РФ «Общая заболеваемость всего населения России в 2017 году» показывает, что в Российской Федерации зарегистрировано 18 385 больных с синдромом Дауна. Но на самом деле, если рассматривать регионы в отдельности, цифры значительно увеличатся. По результатам опросов семей, проведенных Аналитической группой Благотворительного фонда «Даунс Ап», воспитывающих детей с синдромом Дауна в регионах России в 2018 году лишь 38% детей посещают обычные детские сады. Из результатов опроса по г. Ленинск-Кузнецкий всего 5 детей с синдромом Дауна посещают ДОО. Согласно ст.79 ФЗ «Об образовании Российской Федерации» обозначено, что обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ может быть организованно совместно с другими обучающимися (воспитанниками). Октябрь – Всемирный месяц информированности о синдроме Дауна. Но они нуждаются в нашей помощи всегда. «Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс «проблем», связанных сего жизнью, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Герт де Грааф, руководитель научного направления из голландского Down Syndrome Foundation, автор ряда статей, посвященных вопросу оценки количества людей с синдромом Дауна в разных странах мира, адаптировал для России модель, разработанную для Западных стран. Модель Герта да Граафа и его коллег дает цифру в 51 тысячу людей с синдромом Дауна в России (из доклада для международной конференции Даунсайд Ап «Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: Право на будущее», состоявшейся 1-2 декабря 2017 года в Москве). Многие дети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады и школы. Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту, поведения. В группе появился ребенок с синдромом Дауна. Первые мысли сумбурные: «Как развивать ребенка? Что делать? Как делать? Пора ли уже собирать пирамидку…. Много много вопросов. Для того, чтобы действительно развивать ребенка и помочь его родителям, нужно понять, что синдром Дауна – это не болезнь. Путь долгий и никто и никогда не скажет, что будет легким…..На первом этапе необходимо собрать всю необходимую информацию. Нарушения в развитии начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. Прежде всего это вялость и малая активность. Задержка формирования всех двигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психических процессов. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остается недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношение в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии мелкой моторики и речи. Однако к 3-4 годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. Дети с синдромом Дауна ласковые, послушные, доброжелательные. Они любят, смущаются, обижаются, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью. Уровень навыков и умений, которые могут достичь дети весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами. Дети с синдромом Дауна не умеют интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент обработать сигналы более чем от одного раздражителя. На сегодняшний день очень много возможностей в социальных сетях для объединения с «единомышленниками», с людьми, у которых есть практический опыт. Но всегда следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален. Адаптация – не менее сложный этап. У родителей, подробно стоит уточнить какими жестами и звуками пользуется ребенок в общении, и что они обозначают. Малыш не сразу идет на контакт с детьми, воспитателями, и не нужно настаивать. Очень важно не напугать ребенка своим натиском. Ребенку нужно дать время. Необходимо убедиться, что ребенок на эмпатическом уровне воспринял взрослого и не видит в нем угрозу. «Особенные» дети нуждаются в особенном внимании, им его нужно больше, чем обычным детям. Родители других воспитанников и их восприятие! Немаловажно правильно преподнести родителям, что в группе есть «особенный ребенок» для того, чтобы они в дальнейшем, могли объяснить своим деткам, как нужно относиться и вести себя с таким ребенком, ведь он не болен. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны. Только системный подход, учитывающий комплексное развитие ребенка, взаимосвязь всех сторон развития на данном этапе позволяет создать условия, способствующие развитию ребенка. Главная цель работы с детьми с синдромом Дауна –обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Обучение проходит по этапам – совместная деятельность со взрослым; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по словесной инструкции. При подаче материала необходимо: маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала; наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием; постоянная положительная оценка каждого достижения; постоянное повторение пройденного материала; чистая смена наглядного материала и видов деятельности; учить переносить усвоенные знания в новые условия; педагог организует практические действия ребенка. В работе с ребенком с синдром Дауна можно отметить несколько направлений: развитие общей моторики; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие речи; воспитание культурно-гигиенических навыков; развитие социально-коммуникативной сферы. Все занятия проводятся в индивидуальной форме. Работать с детьми с синдромом Дауна – очень трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка. Но как приятно осознавать, что именно мы, воспитатели ДОУ, являемся первой опорной ступенью во вхождение ребенка в социум.
|
|
| |