natalya_zaharova698 | Дата: Понедельник, 11.11.2024, 17:31 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 138
Статус: Offline
| Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками
Актуальность использования проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия. Рубинштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.). Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:возникает состояние интеллектуального затруднения;возникает противоречивая ситуация;появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи. Существуют четыре уровня проблемности в обучении:1) Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.2) Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).3) Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.4) Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:1) Поиск средств анализа, условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?».Например: «Почему баба Яга помогла Иванушке, хотя вначале хотела съесть его? Она добрая или злая?». Воспитатель помогает детям вспомнить добрые и недобрые поступки бабы Яги, проанализировать, кому она помогает, а кого и при каких обстоятельствах – обижает. Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. При анализе сказочных произведений педагог стимулирует детей к дискуссии, к высказыванию собственного мнения.2) Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.Например: дети должны помочь персонажу найти выход в трудной ситуации. «Что должна сделать сестренка, чтобы найти и спасти братца Иванушку? Все ли она делала верно?». Ребенок непроизвольно ставит себя на место персонажа и пытается представить, что бы он сам смог сделать в подобной ситуации.3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.Например:дети вместе с персонажами сказок решают трудные загадки: «Как принести воду в решете?» Для этого педагог организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лед. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из емкости.Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его – для решения проблемной ситуации, а может быть организовано проблемное мероприятие, когда используется несколько проблемных форм обучения.Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).Он внимательно выслушивает все возражения.Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении,что очень важно: выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.Плюсы проблемного обучения:- Педагог является равноправным партнером;- Дети самостоятельны и инициативны;- Дети сами открывают новые знания и способы действия;- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;- Дети договариваются, общаются Применение проблемного обучения способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
|
|
| |