[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"Развитие связной речи в семье"
ecaterinaproswirninaДата: Воскресенье, 12.01.2025, 17:11 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
«Развитие связной речи детей в семье»Развитие речи становится все более актуальнойпроблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она
является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой.
Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым,
застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.
Что же такоеумение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень
много. Но, когда ему предлагают:«Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», —
сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет,
определять главных героев, основное действие, время и место происходящего
события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
К 5-6 годамсовременный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать своимысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события
правильно произносить все звуки и сложные слова.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно играмматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Связная речьпредполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых
законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готовоготекста.
Совершенствуядиалогическую форму речиродителям необходимо много общаться со своимребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.Дошкольноеучреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи ибез помощи и участия родителей педагогам не обойтись.Необходимо научить ребенка слушать. Этодостигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку
литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Не надоторопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы,уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачиваетсявпоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей.Это связано с тем,что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогическицеленаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстовнеобходимо закреплять в семье.а) составлениерассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);б) рассказы посериям картинок (от 3-х и более);в) работа с книгой (перед прочтениемновой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем
эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с
ребенком).
Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенокпришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступлениев школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому.
Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра –основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Неотвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком,несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к
владению бесценным даром слова.
Предлагаю игрына развитие различныхречевых навыков:Игра «Угадай, что у меня в сумке».Ребенок должензадавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это
фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое?
Вкусное? Т. е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету
предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либопредмет)(Игра с родителями:в сумке дудочка).
Игра «Где мы были, вам не скажем, ачто делали, покажем».Надо имитировать действие каких-торабот. Например, чистка картошки, сбор яблок.Игра «Так бывает или нет?»Дети должнызаметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что небывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы сребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок
должен отметить«Так не бывает. Летом снеганет». Другой вариант: «наступилазима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ
ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Игра «Угадай, что это».Выбираете любойпредмет (можно в квартире) начинаете описывать этотпредмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок».Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»Игра «Скажи наоборот».Если я скажу широкая, вы скажете –узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый –
подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий
– горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Добавлялки».Подбиратьподходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, исвой подъезд, и свой… (этаж)Важно по морюплывет трехэтажный… (теплоход)Мама вяжетдлинный шарф, потому что сын… (жираф)Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)Ир-ир-ир – мойпапа… (командир)Очень полезноотгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать
отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, незабывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как
можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику,
пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, унего достаточно развиты память, внимание и связная речь.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: