detckovair | Дата: Суббота, 10.09.2022, 05:58 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 119
Статус: Offline
| Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников Роль и возможности общения, как в образовательном, так и в процессах интеллектуального и психического развития дошкольников огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто бывает одной из главных проблем личности. Ведь коммуникабельность – одна из составляющих успешности.Навыки поведения начинают формироваться в раннем возрасте. Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь, определяет способ поведения. Признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, даёт повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, всё общество. Существует мнение, чтомузыка не может считаться «языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуникативных качеств ребёнка. Для того чтобы влиять на формирование личности дошкольника, родитель должен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распознать лучшие для последующего закрепления, худшие– для нейтрализации в процессе восприятии музыки. Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать,что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:- личного жизненного опыта;- уровня развития образного мышления;- общей культуры восприятия;- уровня развития ситуативного мышления;- уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик, как концентрированность, переключаемость и другие;- различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной);- склада нервной системы, то есть темперамента.Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ. Посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он ещё не испытывал в жизни, но которые уже готовы к пробуждению, однако пока невостребованные.Наука показала, что музыка, её выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккордов, развитие мелодической линии могут воздействовать на частоту пульса и дыхания,биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.Проявления восприятия музыки могут быть различными:- внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок,настраивание дыхания к мелодической линии произведения;- покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование рукой или ногой;- изменение мимики (напряжение или расслабление определённых мышц)- подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка (при слушании с закрытыми глазами) Эти и другие проявления восприятия музыки педагогам необходимо использовать в своей работе. Как известно, слушать музыку –ещё не значит воспринимать её. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника, как на занятиях, так и при индивидуальной работе по развитию способностей.Ценность умения воспринимать музыку в том, что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал её средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребёнок воспринимает через музыку духовность и учится принимать её.Музыка в семейном кругу выступает как средство:- общения; - познания нового;- развития общей культуры; - развития духовности.Она способствует умению:- сосредоточиться; - выслушать другую точку зрения и высказать свою;- вести спор. Английский писатель У.Теккерей писал: «Посейте поступок – и вы пожнёте привычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу». Так и музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребёнка как воспитательное средство, как средство общения, средство,которое даёт возможность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.
|
|
| |