Администратор | Дата: Понедельник, 30.11.2020, 08:56 | Сообщение # 1 |
![Администратор](/avatar/27/6149-026658.jpg) Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Консультациявоспитателя КривощековойЕ.Ю. группа « Ромашки».Овладениепредметной деятельностью детьми в раннем возрасте
К числу особенныхновообразований раннего детства относится овладение ребёнком предметной деятельностью. Предпосылки её формирования в младенческом возрасте: сложные манипуляции с предметами, овладение некоторыми действиями по показу взрослых («ладушки»), перенос усвоенного действия на новый предмет. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов. Так, малыш ложкой действует как палочкой, карандашом, совочком.
В раннем детствепредметы начинают выступать не как объекты, удобные для манипулирования, но и как имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. Деловое общение способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.. Именно это и отличает предметную деятельность от манипулятивной. Функции предметов открывает взрослый.
В формированиисамостоятельной предметной деятельности определяют следующие периоды:
1. Предметныеманипуляции. В возрасте5-6 месяцев дети с предметами выполняют любые действия (свободная манипуляция). Так, мяч онимогут схватить, грызть, удерживать, сжимать. К 7-9 мес. появляются ориентировочные действия. Манипулируямячом ребёнок совершает ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание.
2. Предметно-специфическиедействия. К концу 1-гогода жизни у ребенка предмет и действиетесно связаны между собой. Ребёнок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен, т.е. строго по назначению. Например, ребёнок теперь мяч катает илиударяет об пол, чтобы он подпрыгнул, машинку толкает, куклу кладёт на кровать, пирамидку собирает и разбирает.
3. Предметно-опосредованныедействия. К началу 3-го года жизни постепенно происходит отделениедействия от предмета. Между ними устанавливается более свободная связь. Зная основную функцию предмета, ребёнок использует её в разных ситуациях всеми известными способами для других целей (например, палочкой в зарождающейся игре расчесывать, кубики перевозит в грузовике, куклу катает в коляске). Одновременно с этим ребёнок усваивает и правила поведения в обществе, связанные с предметами. Если бросил ложку на пол, то появляется испуг, т.к. он нарушил правило обращения с предметами. Отделение действия от предмета связано с изменением ориентировочной деятельности. У младенца ориентировка «Что такое?», у преддошкольника – «Что с этим можно делать?».
Действия с предметамиразделяются на соотносящие и орудийные, которыми ребёнок овладеваеттолько под руководством взрослых.
Цель соотносящих действий состоит в приведениидвух или нескольких предметов или их частей в определённые пространственные отношения. Например, составление пирамидок, закрывание коробки крышки, складывание матрёшки (действия со сборно-разборными игрушками). При этом взрослому необходимо правильно обучать способам выполнения этих действий: не просто показывать, т.к. ребёнок может просто их запомнить, а использовать в новых условиях (например, учить примерять кольца пирамидки).
Орудийные действия. Здесь предметиспользуется как орудие – посредник между рукой и предметом.
|
|
| |