[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Галина_Ф  
Новый год пришёл в Кузбасс!
Галина_ФДата: Суббота, 29.12.2018, 08:07 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 56
Репутация: 0
Статус: Offline
Новый год – светлый праздник детворы, с новогодней ёлкой и главным героем Дедом Морозом. В этот праздник традиционно наряжают ёлку. Откуда этот обычай, рассказывает легенда.  Когда в пещере родился Христос, этому событию радовались не только люди, но и деревья, росшие около этой пещеры. Пальма и маслина, росшие рядом с пещерой решили пойти,  покланяться младенцу и подарить ему подарки. Скромная ёлка сказала: «Возьмите меня с собой, я тоже хочу поздравить младенца». Но пальма и маслина возразили: «Что ты можешь подарить младенцу, кроме колючих иголок да липкой смолы?» Склонилась пальма к младенцу и отдала ему  лучший лист своей кроны: «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», - сказала она.  Склонила маслина свои ветки, и закапало с них масло, наполняя пещеру благоуханием. А ёлка стояла в стороне и грустила. Но ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, и я разукрашу тебя лучше твоих сестёр». Ангел сделал знак и одна за другой на зелёные ветки стали спускаться с неба звёзды, и ёлка засияла блестящими огоньками. И когда младенец
проснулся, то не благоухание масла, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. Улыбнулся он и протянул к ёлке руки. Не загордилась ёлка и своим сиянием старалась осветить пальму и маслину. А ангел сказал: «Ты – доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться». И этот обычай продолжает жить.

 А как праздновали Новый год местные, аборигенные народы Кузбасса в далёкие времена прошлого?
Телеуты в прежние времена Новый год встречали под аккомпанемент гармошки, а если не было её, то под звуки
кой-комуса. Надев на лицо берестяные маски, распевали песни и ходили по домам (либо ездили верхом) собирали рождественские подарки: хлеб (колаш), кровяную колбасу (канн), куски мяса. Затем молодежь собиралась в чьем-либо доме, и праздник продолжался несколько дней, а то и всю неделю. Пришедший на
праздник должен был внести одну копейку платы. Хозяева дома с песней ходили по улице и зазывали на праздник: «Пачай-ларга комыска на комыс акчазы йок парбагар! Цункыла кунде парбазар. Пазакомыс теп паспагар!». Примерно это переводится так: «Приходите на праздник. Но без денег не приходите. Если сегодня не придете, то не приходите вообще». Одна из популярных игр на такой «комыске» – «сырга т'ажиргар» (прятание серьги) или «густук сугушкан» (прятание колечка). Смысл игры заключался в том, чтобы ведущий команды спрятал
у одного из игроков в руке колечко или серьгу, а кто-то из другой команды должен угадать, у кого колечко. Угадавший получал колечко или серьгу и право спеть песню. Теперь право прятать колечко получала команда выигравшего. Проигравшая команда в свой адрес выслушивала песню-насмешку. Девочки играли в жмурки – «кос-табашкан». Голящему завязывали глаза, ставили у двери и кружили, приговаривая: «На Алтай поедешь – шесть барсуков принеси! В Евтино поедешь – семь барсуков принеси!». После этого все разбегались. Тот, кого «осалил» голящий, сам начинал голить.    Ярким моментомновогоднего праздника было хождение по домам ряженых (чертеков). Мужчины и женщины группами по 3–10 человек, наряженные обычно в женскую одежду, скрывая лицо платком, с песнями и плясками ходили по улице. Остальные, зрители, должны
были угадать – кто скрывается под нарядом. Иногда ряженого не могли угадать в течение всего недельного праздника. Но на крещение «чемпион по пряткам» должен был открыть свое лицо и представиться сельчанам, иначе можно было остаться неузнаваемым целый год. Впрочем, с приходом христианства на территорию нынешнего Кузбасса, языческие праздники «официально» впали в немилость. С ними даже начали активную борьбу: на Крещение в реке вырубали прорубь в виде креста, и в неё поп окунал сначала икону, а затем тех, кто «чертекал».      Не отставали оттелеутов в своих рождественских «потехах» и русские старожилы, поселившиеся
здесь еще в ХVII–ХVIII веках. Зачастую смешивали в обрядовых увеселениях и языческое, и христианское: славление, гадания, ряжения с «колядками», катания на санях с горки, а также величальные и игорные песни.     На семейном новогоднем ужине русские елибольше и вкуснее обычного. Подавалась постная кутья с молотой черемухой, студень, пироги, шаньги, хлебный хворост. Кто побогаче – ел запеченного поросенка или гуся.  Пили пиво, медовуху. А потом, как правило, выходили на улицу, где уже собирался такой же «подзагулявший» народ, и веселились. В новогоднюю ночь ходили ряженые – «шулюканы» – в масках медведей, коз, стариков, чертей. Веселье сопровождалось музыкой гармошек, балалаек, звяканьем металлической посуды. Народ всячески дурачился, кричал, кривлялся. С такими шутками ходили из дома в дом, при этом бросали зерно в хозяев со словами: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» и другими благопожеланиями. В новогоднюю ночь девушки гадали в банях или на перекрестках дорог, используя «магические» предметы: зеркало, ключ, валенок или курицу с петухом. Каждой хотелось узнать о своем будущем муже.
                                                                    С НОВЫМ ГОДОМ!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: