galinafrolovagala | Дата: Четверг, 15.02.2024, 08:25 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Влияние искусства на развитие речи дошкольников Искусство является незаменимым средством речевого развития дошкольников. Знакомство детей с искусством расширяет и пополняет опыт общения детей, позволяя познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека Детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка. Дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали. При «синтезировании» произведений литературы и живописи происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа. В процессе художественного восприятия литературных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а живопись, в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание им собственных речевых конструкций. * Огромное влияние на обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями) оказывают музыкальные произведения. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его затем в словах. У ребенка также совершенствуется слух, развивается творческое воображение. А именно от этого психического процесса зависит развитие у детей умения составлять сюжетные рассказы. * Разнообразная тематика музыкальных произведений способствует обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствованию четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетания в словах, формированию умения изменять силу голоса. * Музыка активизирует речь детей, побуждает их к четкой, твердой артикуляции. Посредством музыки дети учатся сопоставлять простейшие свойства звуков, различать простейшую структуру музыкальных произведений, отличать выразительность контрастных художественных образов. * Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Создать такие ситуации помогает театрализованная игра. В ней даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Искусство театра обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. * В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Коммуникативная образовательная деятельность с детьми носит интегрированный характер. На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами, а также развитию умения строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию. На втором этапе происходит формирование у детей умения строить связное высказывание на темы произведений разных жанров (живописи, музыки, литературы). При этом используются разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия произведению и его объяснение. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам на тему знакомого произведения, издание книжек-самоделок. Самым ярким примером синтеза искусств является литературный праздник, где ребёнок в полной мере может показать умение пользоваться разнообразными выразительными языковыми средствами.
|
|
| |