galinafrolovagala | Дата: Среда, 02.10.2024, 07:42 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 35
Статус: Offline
| Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок». Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга в сфере финансов, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более сложным финансово – экономическим явлениям: «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др. Перечень базовых финансово-экономических понятий: - труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга; - деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата; - личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство; - сбережения, копилка, кошелек, сейф; - покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево; - долг, должник, заем; - план, экономия; - потребность, капризы, желание, возможность; - торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки; - подарок, реклама; - богатство, бедность, жадность, щедрость. Формирование финансовой культуры у дошкольников должно быть направлено на: • любовь к труду • уважение к результатам труда взрослых • умение считаться с потребностями семьи • тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо • проявлять терпение при достижении желаемого • ответственно относится к чужим вещам Формы и методы, которые необходимо воспитателю использовать в своей работе: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр. Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса. При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие условия: - статичность и подвижность предметного окружения; - гибкость; - комфортность; - открытость – закрытость ППС. Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.
Приемы работы с детьми: 1. Загадки Маленькая, кругленькая Из кармана в карман скачет. (Монета). 2.Вопросы к детям: - А какие бывают деньги? - Скажите для чего нам нужны деньги? Ответы детей: покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать…. 3. Игра « Что можно купить за деньги? «Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте. (Показать картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т.д) 4.Кто из вас знает за что можно получить деньги? (за труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия,пенсия, клад и т. Д.) Все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы и расходы. Игра: «Доход - расход» - Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте Хором мне вы отвечайте: доход или расход Мама получила зарплату – доход Ребёнок пошёл вучиться в 1 класс - расход Бабушка заболела - расход Человек выиграл приз - доход Человек потерял кошелёк - расход Садовод продал яблоки – доход Мама заплатила за квартиру – расход Папа получил премию – доход Ребёнку купили игрушку – расход
5. Просмотр мультфильмов, где герои сказок покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. («Муха-цокотуха», «Буратино «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. Д.). 6. Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей» 1. Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни? 2. Что делала Стрекоза все лето? 3. Что произошло со Стрекозой с приходом зимы? 4. К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью? 5. Кем Стрекозе приходился Муравей? 6. Что попросила у Муравья Стрекоза? 7. Что ответила Стрекоза на вопрос Муравья о том, почему она не работала все лето? 8. Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой? - Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Надо не только уметь отдыхать, играть и резвиться, но и уметь трудиться. А трудимся мы для того, чтобы наши потребности и желания были удовлетворены. Но свои потребности и желания нужно ограничивать. 7.Беседы с детьми старшего возраста. Например: - Что мы можем купить? (Дети перечисляют все возможные покупки.) - Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.) Многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? - Всегда ли мы должны покупать что хотим? Ответы детей. Да, ребята, прежде чем что-то покупать, надо задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?»
|
|
| |