Социальное партнёрство – интегративный показатель качества дошкольного образования в ДОУ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения является одной из важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе немало зависит оттого, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти себе место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребёнка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является партнёрская деятельность. На протяжении многих лет коллектив нашего ДОУ осуществляет партнёрские отношения с социумом города. И это стало традицией, неотъемлемой частью работы, в результате которой формируется целостный жизненный опыт ребёнка. В процессе партнёрской деятельности мы целенаправленно создаём условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познавая мир сверстников и взрослых, ребёнок приобщается к ценностям других людей, осознаёт свои особенности, предпочтения, интересы, может корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации. Исходя из опыта нашей партнёрской деятельности на уровне ДОУ и города, в качестве основных задач мы выделяем следующие:
-развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях партнёрства;
-расширение и обогащение опыта взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
-формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Вся партнёрская деятельность с социумом осуществляется на основе двухстороннего договора в соответствии с планом, который составляется исходя из возможностей обеих сторон партнёров. Партнёрская деятельность с работниками городского выставочного зала и детской художественной школой заключается в посещении дошкольниками выставок художников родного города, края, страны. Ежегодно организуются творческие встречи с учащимися и учителями городской детской художественной школы № 4, встреча с художницей и директором городского выставочного зала Т.Д.Бочаровой. Во время этих встреч дошкольники имеют возможность не только познакомиться с их творчеством, но и принять участие в мастер-классах учителей-художников школы.
Экскурсии в террариум планируются и проводятся с целью знакомства детей с экзотическими животными, их происхождением, образом жизни, воспитанию у дошкольников любви к животным и формированию заботливого отношения к ним. Большое значение для детей имеет посещение краеведческого музея, где проходят экскурсии в природный зал, зал быта предков, зал боевой Славы. Сотрудники музея знакомят детей с историей города, с родной природой, с тем, как жили наши предки, геройскими подвигами земляков во время Великой Отечественной Войны, а так же героическим трудом шахтёров. Совместная деятельность педагогов ДОУ, работников городской детской библиотеки и дворца культуры им. Ем. Ярославского заключается в приобщении дошкольников к миру книг, кино и театра, в формировании привычки культурного поведения в обществе, общении с людьми. Неотъемлемой частью совместной работы с ГИБДД стали мероприятия по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Это беседы, конкурсы, акции, экскурсии, которые ежегодно проводятся педагогами совместно с инспектором ГИБДД. Задача партнёрства с учителями Гимназии № 18заключается в формировании у дошкольников образа будущего школьника как социально желаемой роли и готовности к её позитивному принятию. Формирование готовности к новой социальной позиции – позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, выражается отношением ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, к самому себе. Не сформированные на этапе дошкольного детства данные новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации. Задача партнёрства педагогов ДОУ и школы заключается в следующем:
-сформировать знания, умения и навыки конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;-создать условия для обретения личностью таких социально важных качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
Для этого мы используем:
-традиционные формы работы ДОУ и школы, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением и расширение представлений детей о школьной жизни (экскурсии и целевые посещения, совместные уроки и занятия);
-встречи с бывшими выпускниками, беседы об их школьных успехах, совместные мероприятия;
Таким образом, социальное партнёрство способствует гармонизации социализации – индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Основными нашими социальными партнёрами являются родители воспитанников. Педагогами ДОУ используются следующие формы партнёрской работы с родителями:
-презентации жизни детской группы (выставки рисунков, поделок, семейных газет, альбомов). Такая форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения (взрослых и детей), а так же на представление собственного внутреннего мира и осознания значимости своей личности. Это даёт возможность ребёнку представить ценности культуры на основе принципа поливариативности;
-праздничные события и игровые тематические проекты обеспечивают накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплочённости и эмоционального сближения детей друг с другом;
-совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.
В заключение хочется отметить, что эффективность партнёрской деятельности просматривается в положительной динамике развития у дошкольников социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, начальных социально-ценностных ориентаций. Родители воспитанников положительно оценивают деятельность ДОУ, они стремятся участвовать в жизни ДОУ. Педагогами ДОУ создана копилка методического материала из опыта работы с социумом.