Наталья_К | Дата: Понедельник, 06.07.2020, 17:26 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 145
Статус: Offline
| ДЕТСКИЙ ДОСУГ ЛЕТОМ Одним из важнейшихвопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностьюдетей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь детского учреждения.Организация досуга вдетском учреждении в летнее время имеет свою специфику.1. Отсутствие систематических занятий. Этозначительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.2. Разновозрастность группы детей. С однойстороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трехлеткам, так и старшимдошкольникам), с другой — значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).3. Оптимальной формой организации детскогодосуга в летнее время, на наш взгляд, является мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Какие формы работы соответствуют этим условиям?Игровые часы. Вовремя игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Бояре», «Белки, орехи, шишки» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает детский досуг. Если в детском саду есть несколько групп детей, то педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучит выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно упрощает подготовку игрового часа для педагогов.Музыкальные часы. Этовремя самой разнообразной музыкальной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.Кружки. Участиев работе кружка вполне доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки (а те можно, в свою очередь, отнести домой или на выставку). Такими являются, к примеру, кружок прикладного творчества, оригами и т.д. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). Игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определенные дни недели и время.Выставки. Организациявыставки достаточно трудоемка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов. На первом этапе выбирается ее тема и определяется, какие изделия будут приниматьсяна выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое, наше лето!» — рисунки. Затем наступает этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. Затем выставка оформляется, вывешивается и организуется посещение. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают«экскурсию», которую проводит один из педагогов, рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке. Если в саду есть дети старшего дошкольного возраста или младшие школьники (в том случае, если в саду работает лагерь), они могут взять на себя роль экскурсоводов.Для того чтобы придатьдетскому досугу наиболее привлекательную форму, можно использовать так называемые игровые оболочки. Этоформы организации детской деятельности, которые можно наполнять любым содержанием.Например, дети синтересом принимают участие в игре-путешествии. Игра-путешествие представляет собой последовательноепосещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву и т.п.). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные задания и игры. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания. Во время игры-путешествия педагоги могут выступить в роли сказочных персонажей.Еще одной игровойоболочкой являются творческие площадки. При организациитворческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды — в зале) создается несколько «мастерских», в каждой из которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте плетут браслеты, в другом — складывают оригами, в третьем — лепят и т.д. Мастерская представляет собой пространство, организованное так,чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья и т.д.). Там же находятся необходимые материалы. По возможности лучше мастерскую украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки). Дети могут принять участие в работе любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то из детей попробует себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничится одним. Детям младшего возраста потребуется помощь взрослых, которые будут сопровождать их и помогут выбрать занятие по душе. В нашей практике припроведении творческих площадок мы старались вносить в них игровой элемент. К примеру, одну из площадок мы назвали «Цветик-семицветик». Каждому ребенку вручался кружок (серединка цветка), на котором было написано его имя. Общее количество мастерских равнялось семи, каждый ведущий имел лепестки одного цвета. За участие вмастерской ребенок получал лепесток, который приклеивал к своей «серединке». Задачей детей было собрать как можно больше лепестков.Летние праздники. Первымтаким праздником может стать День независимости России — 12 июня. В этот деньможно организовать выставку рисунков «Я живу в России», провести конкурс венков, поиграть с детьми в народные игры, познакомить их с разнообразными фольклорными жанрами (сказками, песнями, закличками, загадками, считалками) и т.д.Настоящий клад дляорганизатора летнего досуга детей — народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам народной культуры, развивают их национальное самосознание. Например богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершение необязательно, чтобы празднование имело четкое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в детском учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.Какой педагогический персоналтребуется для организации детского досуга?1. Кружководы. Им может стать любой человек,владеющий каким-либо знанием прикладного характера и способный поделиться этим знанием с детьми.2. Музыкальный работник. При работе в летнийпериод от него требуются мобильность и способность быстро адаптироваться в конкретной ситуации, широкие знания репертуара современных и старинных мелодий и песен.3. Педагог-организатор, который владеетметодикой проведения массовых игр и мероприятий в соответствии с возрастом детей, знает обширный репертуар игр и способен координировать и направлять работу всех специалистов, организующих досуговую деятельность детей.В заключениехотелось бы сказать, что если проблемы организации и планирования детской досуговой деятельности решаются заранее, если имеется план работы и приглашен необходимый педагогический персонал, то результаты этого не замедлят сказаться. Если детям интересно в саду, если они за лето многое узнают и многому научатся, то и педагоги испытают законное чувство гордости и удовлетворения от своей работы.
|
|
| |