[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информация групп » Подготовительная группа » Культура речевого общения (консультация для родителей)
Культура речевого общения
eljigunowa2017Дата: Вторник, 26.10.2021, 16:39 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Консультация для родителей Культура речевого общения Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Оченьважно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая
свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве
такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся
среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут
наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом
самочувствии, настроении, поведении, образемыслейи речи.Культура речевого общения – проблема нравственная,имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале,
отражается в общении с людьми.Культура речевого общения предполагает соблюдение определённогоречевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо
ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот,
кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет.
Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям,
норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем
крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот,
кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается
первым, пусть, даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые.
Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые,которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по
этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека,
для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным
способом обращения к окружающим».Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважалименя, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как
хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает
вежливость. Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитаниеподрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному
речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение
взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение
детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен
быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному
слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как
инструментом, воздействующимнасобеседника.Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственномуречевому общению, - проявлять терпимость. Культура речевого общения проявляется
не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста»,
«извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или
небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим
и с каким выражением лица.Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои»интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому –
экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до
раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А
у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького
ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность,
так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими
дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит
в речевое общение с ними струю радости, мажора.Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнкаили взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему
реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в
нём стремление к перестройке собственной деятельности.Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной,уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и
доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение
принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное
состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения
с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с
оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к
сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой
деятельности.Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей,способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми.
К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы
делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
 
Форум » Информация групп » Подготовительная группа » Культура речевого общения (консультация для родителей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: