elissavetakalina | Дата: Пятница, 17.11.2023, 08:07 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Воспитатели
Сообщений: 12
Статус: Offline
| УЧИМ РЕБЁНКА РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ: ПОНИМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ.
Как научить ребёнка понимать смысл текста? Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. Как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно. «Прочитай еще раз, но внимательнее», - стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть. Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное. Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста. Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации. Учимся работать с текстом: 2 способа. Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода. Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного. Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки. Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета. • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание - соединить кусочки по смыслу. • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте. • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа. Отгадывайте загадки, решайте ребусы, задачи и головоломки, чтобы прокачать у ребёнка логическое мышление, память и внимание к деталям. • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста. • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста. • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения. Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним. Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом - его анализу. Как научить ребёнка анализировать текст? Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу? ➢ Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться: ➢ быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное; ➢ дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное; ➢ рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом. Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст Начать можно с простых заданий. • Определить тему, основную идею текста. • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс. • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий. • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев. • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя. Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст? Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей. Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы. Пять простых шагов еженедельной тренировки: 1. выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение); 2. осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение); 3. обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение); 4. перечитать текст с установкой на запоминание; 5. пересказать. Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов. Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное • Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали. • Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей. • Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета. Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться • Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе. • Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной. • В школе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения. • В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.
|
|
| |