[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Елена_А  
Форум » Информация групп » Первая младшая группа "Непоседы" » Кризис 7 лет (Консультация для родителей)
Кризис 7 лет
Елена__АДата: Среда, 07.12.2022, 15:12 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline

Кризис 7 лет

Кризис – это очередной этап в развитии, который приносит с собой что-то новое и интересное. В 6 лет ребенок
открывает дверь в другую жизнь. По сути, он превращается в «маленького»
взрослого или, по крайней мере, очень хочет на него быть похожим. Кроха
теряет непосредственность, устанавливает нормы и правила своего
поведения, а также предъявляет их к окружающим. Поэтому этот период еще
называют кризисом саморегуляции. Если в 3 года можно говорить, что у
малыша появляется «Я», то 7 лет – это рождение «Я социального».
Симптомы и причины кризиса 7 лет

Обычно кризис 7 лет начинается в старшем дошкольном возрасте. О его
приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка,
повышенная раздражительность. Он требует к себе внимания, с трудом
управляет своими чувствами. На протяжении 5-8 месяцев могут наблюдаться и
другие проявления кризиса 7 лет.

Симптом «горькой конфеты»

Ребенку может быть плохо, но он пытается этот факт скрыть и делает вид, что все нормально. В результате малыш замыкается в себе, уходит в переживания, но не демонстрирует свое настоящее эмоциональное состояние. Как результат – конфликты с родителями, трудновоспитуемость и неуправляемость.

Манерничанье и кривляние

Поведение ребенка становится вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность. Он начинает что-то скрывать, придумывает для
себя несуществующие события или роли.

Демонстративная взрослость

Ребенок проявляет острое внимание к своему внешнему виду, прическе, одежде. Главное требование – не выглядеть как маленький. Таким поведением он демонстрирует желание и стремление быть похожим на взрослого.

Потеря детской непосредственности и импульсивности

Появляется ситуация переживания, которая возникает между желанием и действием. Иногда можно заметить паузу между обращением взрослого к
ребенку и его ответом. В этот момент малыш как бы обдумывает, что нужно
сделать и какое значение будет иметь для него это действие.

Непослушание

Ребенок отказывается исполнять привычные обязанности или обыденные дела.
Просьбы оспаривает или отсрочивает их выполнение. Появляется хитрость.

А также могут наблюдаться и другие изменения в поведении, характерные
для остальных возрастных детских кризисов: капризы, упрямство, острая
реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у
других детей, наоборот, – застенчивость.

Причинами таких негативных явлений можно считать то, что ребенок, повзрослев, утрачивает прежние формы поведения, но пока не приобрел
другие. То есть он находится в зоне неопределенности, поиска.

                Кризис 7 лет имеет не только негативную симптоматику.

Дети проявляют повышенный интерес к общению со взрослыми, с удовольствием поддерживает беседу, делятся историями из их жизни, в разговоре демонстрируют свою рассудительность.
Появляются занятия-хобби – ребенок берет на себя выполнение определенных обязанностей по собственному желанию.

Положительные моменты любого кризисного периода кроются в дальнейшем
развитии. Даже негативные проявления способствуют самосовершенствованию,
приобретению новых знаний, умений и навыков.

Новообразования кризиса 7 лет

Готовность к школе – главный результат кризиса 7 лет. Это комплексное явление, которое помогает ребенку на первых порах адаптироваться к обучению в школе. В психологическом плане можно выделить два компонента.

Личностная готовность

Как правило, у семилеток уже сформировано чувства самоуважения, адекватная самооценка, система представлений о себе. Ребенок способен к эмпатии и рефлексии. Сформирована позиция «Я – ученик», положительные
представления о школе, нет страха перед учебным процессом. Все это помогает завязать новые контакты как со взрослыми, так и с детьми, отстоять свое мнение и позицию.
Психологическая или интеллектуальная готовность

Это готовность к усвоению учебного материала, которая охватывает все стороны психики.

Это набор знаний, умений и навыков, необходимых для начала учебной
деятельности. К ним относятся
представления об окружающем мире;
элементарные математические представления;
основы грамматики;
уровень развития психических процессов;
мелкой моторики, связной речи.

Сюда входит и эмоционально-волевая готовность, которая предполагает
умение ребенка контролировать свои действия, следовать инструкции взрослого и пр. Окончательно психологическая готовность к школе формируется в процессе самого обучения.

Главным личностным новообразованием считается появление «внутренней
позиции» как центрального системного образования. В 7 лет ребенок
начинает воспринимать (и переживать!) себя в качестве социального
индивида. Возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно
значимой деятельности, которая сможет обеспечить эту позицию.

Появление внутренней жизни означает, что ребенок уже способен к самоанализу. Малыш осознает свои переживания, ориентируется в них и способен их обобщить. Благодаря этому ребенок уже может определить точно, что ему нравится, а что нет, не ориентируясь на мнение значимого взрослого.

Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины

Обычно начало школьной жизни приводит к завершению кризиса 7 лет. Ребенок переходит к учебе, приобретает новый социальный статус и положение. Появляется возможность проявить свою самостоятельность в достаточной мере. Постепенно угасают и поведенческие трудности, которые вызывают у родителей беспокойство.

Однако случаются и некоторые негативные последствия кризиса 7 лет. К ним
относятся:
низкая успеваемость в школе, отсутствие желания учиться;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
неадекватная самооценка, высокая тревожность, что может привести к
развитию невроза.

Как правило, проблемы возникают, когда родители пытаются сохранить
прежние формы взаимодействия с ребенком, которые уже неэффективны.
Нежелание понять и принять факт взросление чада, ограничение его
самостоятельности и инициативности, а также попытка сломать и подстроить
малыша под себя, приводит к обострению симптомов кризиса.

В этот возрастной период ребенок пытается разобраться со своим
поведением. Затруднения в освоении новых форм поведения могут возникнуть
в случае неоправданных самоограничений и самоконтроля. Данные явления
возникают, если проявления независимости и самостоятельности ребенка
часто заканчивались неудачей, или когда его чересчур строго наказывали
за какие-нибудь проступки. В таких случаях малыш уходит от самостоятельности, теряет инициативу, чтобы снова не быть наказанным или не переживать ситуацию неудачи.

Поэтому поведение родителей в критические периоды жизни ребенка является
одним из самых важных моментов в воспитании личности и успешном
преодолении этого сложного этапа в развитии.

Правила поведения родителей

Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить. Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.

Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет
свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят
на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим
созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым
видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками
сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно
очень сильно навредить ему.
Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.
Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми
возникающими трудностями. Ему по-прежнему нужны внимание и помощь
родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует
разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как
зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма. Важно продумать
совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в
их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее.

Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его,
погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.

Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно
помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен
рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет
понять, что вторым быть не страшно.
Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.
Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с
ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать
замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно
выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит
прислушиваться к мнению ребенка, его мыслям и желаниям и постараться
понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца,
вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и
по делу.
Не стоит «ломать» ребенка.
Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и
опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно. Это мелочь, которая важна для психологического развития чада.
Консерватизм в 5-7 лет – это норма.
Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. И спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.

И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и
любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.
 
Форум » Информация групп » Первая младшая группа "Непоседы" » Кризис 7 лет (Консультация для родителей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: