[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информация групп » Первая младшая группа » Роль пальчиковых игр в развитии речи детей (Консультация для родителей)
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
detckovairДата: Вторник, 06.02.2024, 05:51 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 113
Репутация: 0
Статус: Offline
Консультациядля родителей. "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей."

“Истоки способностей идарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники
творческой мысли”.
В.А. Сухомлинский


Речь – это способность говорить, выражать словамисвою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется
ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.

Речь начинает формироваться и развиваться в раннемдетском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную
роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального
взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий укаждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью,
развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений
языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во
многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Речевые области мозга ребенка формируются подвлиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук.
Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов,
биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно,
чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными,
чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами
задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть
интереснее игры?
Игра – это ведущий вид деятельности в детскомвозрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом
могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много
времени проводят с малышом.
Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, ивзрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и
неприятный для взрослого.
Ниже хотелось бы привести примеры игр,способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:
1. Пассивная гимнастика для пальчиков(поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не
должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5
минут.
2. Активная гимнастика для развития мелкоймоторики:
• Вот какие разные! Ребенку по очереди даютпотрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную
ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и
т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все
материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должныбыть безопасными для ребенка!
• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбиратьпирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой
кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка
развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.
• Сборные матрешки. Деревянная матрешка –прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная
народная дидактическая игрушка.
• Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, чтовстретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех или шишку.
Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые движения,
чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и
пальчиков.клама
• Лепим из пластилина. Купите ребенкупластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку.
Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто
для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.

Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной мукивысшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого
помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная
ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенкупорисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски.
Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и
густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические
фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной
крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите
пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.
• Бусы. Вы можете найти в продаже готовыекомплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру
можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или
пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в
произвольном порядке.
К таким играм, относятся различные шнуровки имозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей
младшего дошкольного возраста.
• Разноцветные прищепки. Из картона или плотнойбумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа).
Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка
получается солнышко или ежик.
• Золушка. Данная игра проводится только подприсмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно
использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует
крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой какую-то
картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).

Важно: при игре с мелкими предметами взрослый долженнаходиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!

3. Упражнения без речевого сопровождения, когдавзрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет
(Например, коза рогатая, зайчик, человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением (различныепальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).

«Замок»

На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.
Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.
Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.
Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.
Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянутьв разные стороны.
И открыли. Расцепить пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная сбольшого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Перечень пальчиковых игр* Сорока - ворона кашку варила.*В гости к пальчику*Мальчик - пальчик,где ты был?* Идет коза рогатая* Мы капусту рубим и др.Какиграть в пальчиковыеигрыПеред началом упражнений ребенок разогревает ладони легкимпоглаживанием до приятного ощущения тепла.Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз,сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.Выполняя упражнение вместе с детьми, обязательно нужнодемонстрировать собственную увлеченность игрой.Привыполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точнымпереключением с одного движения на другое.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко,без чрезмерного напряжения мышцы руки, чтобы они приносили радость.
Как вы могли убедиться, игры просты, и многие изних можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень
интересны и увлекательны.
Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас всеполучится! Удачи вам!
 
Форум » Информация групп » Первая младшая группа » Роль пальчиковых игр в развитии речи детей (Консультация для родителей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: