zlob_08 | Дата: Среда, 07.09.2016, 09:33 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Консультации дляродителей «Кризис трех лет»К трем годам родители начинаютзамечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как - то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.Кризисы развития - это относительнокороткие (от нескольких месяцев до года - двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами.Взрослые способны понять, что сними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.Таким образом, не надо пугатьсякризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.Что необходимо знать воспитателям иродителям о детском упрямстве и капризности: · Период упрямства и капризности начинается примерно с18 месяцев;· Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам(случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);· Пик упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни;· Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.· Девочки капризничают чаще, чем мальчики.· В кризисный период приступы упрямства и капризностислучаются у детей по 5 раз в день (у некоторых - до 19 раз);· Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают частоупрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.Что могут сделать родители:· Не придавайте большого значения упрямству икапризности. Примите это как необходимость.· Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайтеребенку почувствовать, что вы его понимаете.· Не пытайтесь во время приступа что - то внушатьребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.· Истеричность и капризность требуют зрителей, неприбегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.· Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенкапротекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.· Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня естьинтересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.· Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если высказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.Я сам!Я негативен и упрям,Строптив и своеволен,Средою социальной яУжасно недоволен.Вы не даете мне шагнуть,Всегда помочь готовы.О боже! Как же тяжелыСердечные оковы.Система «Я» кипит во мне,Хочу кричать повсюду:Я - самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!(Булдакова Л. А.)
|
|
| |