[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информация групп » Первая младшая группа » Игровые приемы посредством наглядного моделирования (Консультация)
Игровые приемы посредством наглядного моделирования
zlob_08Дата: Вторник, 06.12.2016, 16:16 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 76
Репутация: 0
Статус: Offline
Игровые приемы развития речи дошкольников

посредством наглядного моделирования
.Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связнойречи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами необходимо
использовать метод моделирования: схемы, силуэтные изображения, пиктограммы,
мнемодорожки.В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детейдошкольного возраста, обычно, педагог использует различные методы и приёмы.
Задаёт вопросы детям, напоминает, подсказывает. Часто приходится вмешиваться в
рассказ или пересказ ребенка, задавать ему массу вопросов: «Какое время года
наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем
закончился рассказ?» и т.д. Но можно изменить ситуацию к лучшему, внедрив в
образовательный процесс метод моделирования.
Как же можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений,
пересказе коротких текстов, используя модели – схемы?Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания иусвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что
дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в
памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только
слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом
припоминают слова.
Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются дляобучения дошкольников: пересказу; составлению описательного рассказа;
составлению рассказа на определенную тему; составлению рассказов по картине;
рассказыванию с элементами творчества.

Самым простым из видов связного высказывания считаетсяпересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного
текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить
рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работу с моделями нужно начинать со второймладшей группы. Наиболее простой вид – моделисериационного ряда.С помощью этих моделей можно пересказывать такие сказки, как «Репка»,«Теремок», «Колобок», в которых герои значительно отличаются друг от друга по
величине и их можно соотнести с фигурами разного размера, но обязательно
одинакового цвета. Сначала нужно обсудить с детьми, кого из героев будет
заменять та или иная геометрическая фигура. Затем, по мере рассказывания
сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке. Двигая фигуры, и
отождествляя их с определенным героем, дети пересказывают сказку.

Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенновыставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо
добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту
сказки, который звучит в данный момент.
На следующем этапе обучения детям предлагаются круги разного цвета и моделивыбираются совместно с детьми ассоциативно с учетом внешнего признака героя:
цвета.Желтого цвета может быть цыпленок, утенок, зеленого – лягушонок, оранжевого– лиса, серого – волк и т.д. Цветом круга можно показать, какой герой по
характеру: добрый или злой. Злой – всегда черный цвет. (Значит, избушка черного
цвета может быть чьей?) В младшем дошкольном возрасте можноприменять модели-декорации.В средней группе дети учатся создавать моделисамостоятельно. Во время образовательной деятельности в режимных моментахвоспитатель предлагает детям схематично изобразить того или иного героя сказки.
Важно суметь найти в рисунке-схеме главную деталь, не обращая внимания на
мелкие. Дети рисуют модели, а потом совместно выбирают самую правильную модель
и принимают ее за основу, т.е. зайца в дальнейшей работе будем изображать
только так, лису – так, медведя – так и т.д. Постепенно дети учатся
схематически записывать знакомые сказки и рассказы и пересказывать их.В работе со старшими дошкольниками моделированиепредставляет собой огромный простор фантазии. Чтобы облегчить детямпересказ текста, можно очень быстро «зарисовать» его с помощью пиктограмм или
выбрать нужные пиктограммы из предложенных воспитателем. Получается картинный
план рассказа, по которому все дети могут близко к тексту составить пересказ.Например, модель поезда означает начало, середину, конец рассказа илисказки. Начало и конец – короткие, середина – длинная. По выложенным
пиктограммам дети пересказывают сказку или рассказ.
 
Форум » Информация групп » Первая младшая группа » Игровые приемы посредством наглядного моделирования (Консультация)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: