[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Наталья_К  
Форум » Педагогический раздел форума » Методическая Деятельность в ДОУ » Продуктивные способы воспитания: (поощрение или наказание?)
Продуктивные способы воспитания:
АдминистраторДата: Понедельник, 08.11.2021, 08:10 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Репутация: 0
Статус: Offline
«Продуктивные способы воспитания:поощрение или наказание?»   Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развилсяв полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с
готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых
есть несколько способов контроля поведения ребенка:• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.Какой же из этих способов воспитания эффективней? Самым демократичным способом воспитания являются просьбы.Однако онине всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми.
Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда
его рука уже почти коснулась горячей поверхности.Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практическиневозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь
недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода
из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания
взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и
приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты? Психолог
Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большогоколичества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет
к развитию безволия и нерешительности у ребенка.2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностямиребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или
его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь
разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но
только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться
при этом, чтобы никто не пострадал.3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования,обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что
от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное –
пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь
рядом со мной.4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким,нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример:
короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не чтоему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов
«прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле,
позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требованиянейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и
ребенком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной
форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: Немедленно встань рядом со
мной!!! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому
что я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить:
"Уже поздно", "Это опасно".7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить.Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии
выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп»,
выполнимое указание – нарисуй картинку.8. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованыродителями между собой.Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но неследует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка
негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого
гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения.
В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать
что-либо «назло».К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений междуродителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может
подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно
принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать
мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может
значительно усложнить его жизнь в будущем.Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этомконструктивные формы наказания:1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собойотказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя
за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не
спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок,
а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно
с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.
Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между
своими поступками и их результатами.2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребенка непострадает, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он разлил воду
на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку,
– это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок
сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно
рассматривать как повод для наказания.3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинитвреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы
запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже
совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет
чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот
наказывать ребенка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и
несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неверно, и
предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а неспустя какое-то время после него. Ребенок должен увидеть и оценить результаты
своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких
полезных выводов он не сделает.5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать всебе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками.
Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла
в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет
разбрасывать игрушки.6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, еслиу вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде
постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению
поведения, а наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и
спокойно.7. Лучше наказывать ребенка, лишая его чего-то хорошего, чем делая емуплохо. Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:• когда он болеет;• перед сном и сразу после сна;• во время еды (ребенок буквально "проглатывает" негативныесигналы, это может привести к развитию психосоматических заболеваний);• непосредственно после душевной или физической травмы;• когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;• когда сам воспитатель находится в плохом настроении. Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку ониотрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению
нежелательных свойств характера. Систематическое применение физических
наказаний может надломить волю ребенка, превратить его в покорного и
неспособного принимать самостоятельные решения человека. В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу ипоощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо
эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение,
а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве
положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со
стороны воспитателя, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает,
когда достигает поставленной цели. Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводовдетей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских
поступков, намерений и достижений, для того, чтобы ребенок мог сделать из них
реалистический вывод о себе и своих способностях.Однако не всякая похвала приносит пользу. Как правильно хвалить ребенка?1) Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что даноему природой). Похвала не за усилие и достижение, а за наличие способности, не
дает никакого стимула к развитию.2) Вредно, захваливать ребенка безо всякой необходимости и неискренне. Этообесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как
наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Это может привести к развитию эгоизма
и чувства превосходства над другими.3) Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны какзапаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к
концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.4) Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом.Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в
дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди не столь высоко
ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.Например: Правильная похвала: «Спасибо за то, что ты убрал все игрушки».Неправильная похвала: «Ты просто молодец!». Правильная похвала: «Ты нарисовал
такой красивый рисунок». Неправильная похвала: «Ты настоящий художник».5) Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хвалядругого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их
друг другу. Это отнюдь не вызывает желания «брать пример» с того, кого
(несправедливо) хвалят. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у
них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности,
которые не гарантируют успеха.Наиболее эффективным способом воспитания дошкольников является техникамодификации поведения. Ее суть в том, что за хорошее поведение ребенок получает
поощрение, а за плохое — наказание или лишение привилегий.
 
Форум » Педагогический раздел форума » Методическая Деятельность в ДОУ » Продуктивные способы воспитания: (поощрение или наказание?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: