[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информация групп » Старшая группа №2 » РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Наталья_КДата: Воскресенье, 18.11.2018, 12:59 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 145
Репутация: 0
Статус: Offline
РАЗВИТИЕ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

В своём развитии детская речь проходитряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. Речь не является врожденной
способностью, а развивается в процессе
онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до
конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит
показателем его общего развития. Усвоениеребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется
рядом черт, общих для всех детей.


Уребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи вумственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее
существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и
точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по
содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до
конца выслушивать ответы взрослых.


Чем старше становится ребенок, тембольшее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное
воспитание.


Увеличениеактивного словаря (от 2500 до З000 слов к концу года) создаетвозможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В
речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются
для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и
пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные
(голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные
(лисий хвост,
заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал,
из которого они сделаны (железный ключ).


Все шире ребенок использует наречия,личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги
(из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда,
одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их ребенок употребляет еще очень редко.
Рост словаря употребление ребенком более сложных в структурном отношении
предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические
ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают
слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные
в роде), допускают нарушения в структуре
предложений.

В этом возрасте дети начинают овладеватьмонологической речью. В их речи впервые появляются предложения соднородными обстоятельствами. У детей резко возрастает интерес к звуковому
оформлению слов.


В этом возрасте велико тяготение детей крифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие
двух, четырехстишия. Такое стремление
закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне
речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает
возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и
правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью
исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
На пятом году жизни ребенок способенузнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на
заданный звук. Все это доступно лишь в том случае, если на предшествующихвозрастных этапах у детей  развивалось фонематическоевосприятие.

Достаточно развитой речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи
взрослых (конечно, если дано в сравнении) повышение и понижение громкости
голоса,
замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные используемые
взрослым интонационные средства выразительности, передавая в сказочных
ситуациях, как говорит то или иное животное — ласково, грубо, в низком или высоком
тоне. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки
родного языка, однако
некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

В старшем дошкольном возрастеу детей на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи
ребенка. Все чище становится произношение,
более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет
существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать
причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно
развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы
так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет
сказать.

Одновременно с развитием самокритичногоотношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое
отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делаетпопытки передавать к ним свое эмоциональное отношение. Обогащениеи расширение словаря  осуществляется нетолько за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами,
новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей
предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети
начинают широко употреблять.

Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные,
обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается
на 1000 — 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотяпрактически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень
трудно.


К концу шестого года жизни ребенок болеетонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет
слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие
звери, а корова, лошадь, кошка — домашние
животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные,
глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами. Хорошей проверкой ипоказателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные
по смыслу слова.

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматическиправильной речью.


 На шестом годуребеноковладевает грамматическим строем и пользуется им
достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические
ошибки. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как
часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая
правильный образец. У ребенка шестогогода жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощивзрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать
те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержаниекартинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли идети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых
детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих
звуков, звуков л, р. С их усвоением они начинают четко и внятно произносить
различной сложности слова.


Шестилетнийребенок имеет достаточно развитой фонематический слух. Он не толькохорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с
выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов,
произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные
задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух
Произношение шестилетних детей мало чемотличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когдав речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные
сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно четко
дифференцируют. Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением
дети и с этим вполне хорошо справляются.
 
Форум » Информация групп » Старшая группа №2 » РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: