[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информация групп » Старшая группа №2 » Счет в уме у дошкольников (Счет в уме у дошкольников)
Счет в уме у дошкольников
Наталья_КДата: Вторник, 26.02.2019, 14:58 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 145
Репутация: 0
Статус: Offline
Счет в уме у дошкольников
 

Развитие навыка количественного сравнения ("чувствачисла") является обязательным этапом жизни человека, лежащим в основе
адекватного восприятия реальности. Пропуск этого этапа приводит к множественным
когнитивным искажениям.

Наиболее благоприятный, по Жану Пиаже, возраст для постановкиэтого навыка ребенку - 4-7 лет, когда мышление опирается на восприятие.

В возрасте 4-7 лет ребенок активно формирует своё мнение о мире, т.е.строит картину мира (представление о реальности, отражающее познавательную
деятельность ребенка, которое наиболее соответствует поступающей информации,
поступающей в мозг через органы чувств). 

Поэтому в возрасте 5-6 лет необходимо развивать навык количественногосравнения.

Мышление детей в этомвозрасте - наглядно-действенное (задачи решаются с помощью реальных,
физических преобразований ситуации, манипулированием предметами). Задачи НЕ решаются
посредством манипулирования абстракциями.

"Чувство числа" развивается на предметах - подсчете бусинок,счетных палочек, камушков, фигурок и пр. Только на соединении восприятия
(визуального, тактильного, аудиального) количества с абстрактным понятием
"число". Связь между "числом" и количеством должна быть
зримая, явная, прочная.

Числа относятся к миру идей. Мы не можемпредставить себе числа один, три, пять и т.д., не привязанные к конкретным
вещам: двух машин, пяти стульев, трех человек. Мы не можем подержать числа в
руках, взвесить их, мы не знаем, какого они цвета, т.е. числа - это идеи".
(С.Н.Лабзовский).

Но, иногда, кто-то из детей возраста 5 - 6 лет, при постановке навыкаколичественного сравнения, заявляет: "Я могу считать в
уме". 

Счет в уме - это прекрасно. Это переход на новый уровень - вспоминаниевместо счета. Именно так поступают взрослые, когда им необходимосовершить операцию сложения, вычитания или умножения. Легче вспомнить, чем считать
"на пальцах". Иногда, правда, случается, что "вспоминать"
нечего - навык счета не сформирован.

Как узнать: сформирован ли навык счета? Легко: прямой проверкой. Навыксчитается развитым, если в счете отсутствуют ошибки.

Если "в уме" дети считают с ошибками - это НЕ развитие навыка.Это - ЗАКРЕПЛЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ.

Ужас небрежно поставленных антистратегий в том, что их долго исправлять.Разница во времени формирования привычки "с нуля" и замены одной
привычки другой - от месяцев в дошкольном/младшешкольном возрасте, до
нескольких лет во взрослом возрасте.

Итак, Стратегия счета состоит в том, чтобы считать верно.

Счет с ошибкой не является показателем сформированного навыка счета.


Таким образом, привычка считать кое-как в уме с ошибками, исправляетсятяжело. Детям (и взрослым) сложно исправлять основы, потому что у них уже
сложилась стратегия (встроенная в картину мира) под названием "и так
сойдёт".

Слова, которыми дети описываютнеобходимость заново учиться соединять визуальную / тактильную / аудиальную
количественность с числами:

·        Скучно

·        Неинтересно

При этом редкие дети говорят "тяжело" (когнитивные искажения).

Вывод:

Значимая ошибка, которую совершают дети и родители в начале освоения чисел -
счет "в уме". Прежде счета "в уме" необходимо долгое время
считать, оперируя предметами.


Ребенок дошкольного возраста не должен "запоминать" результатывычислений. Он должен их "чувствовать", он должен их "прожить",
потому что мышление ребёнка возраста 5-6 лет отличается от мышления взрослого.


Т.А.Адашкевич
 
Форум » Информация групп » Старшая группа №2 » Счет в уме у дошкольников (Счет в уме у дошкольников)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: