[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Педагогический раздел форума » Учимся говорить правильно » Речевая готовность ребенка к школе
Речевая готовность ребенка к школе
loba481Дата: Понедельник, 30.03.2020, 04:54 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:·
- Правильное произношение всех звуков;
- Умение различать звуки речи на слух;
- Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
- Словарный запас;
- Сформированность грамматического строя речи;
- Связную речь;
- Речевую коммуникацию.
Звукопроизношение и фонематический слух
Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:·
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». Звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
    Слоговая структура слова.
    Ребенку 6 - 7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не "выкидывает", не добавляет звуки и слоги.
    Словарный запас
    К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
    * Назови животных и их детенышей.
    У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы... у медведя… и т.д.
    * Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.
    Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает,  свинья… корова…т.д.
    * Назови, одним словом каждую группу предметов.
    Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.
    * Кто что делает?
    Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.
    * Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
    Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.
    * Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы. Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…,лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.
    * Отгадывание загадок.
    * Многозначные слова.
    ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.
    Грамматический строй речи
    Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
    * Назови предметы в единственном и множественном числе.
    Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.
    * Составь одно слово из двух.
    Сам летает – самолет,голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
    * Образуй новые слова.
    Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.
    * Правильно употреби предлоги в предложениях.
    Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.
    Связная речь
    К 7 годам ребёнок должен уметь:·
    - пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;·
    - составлять рассказ по картинке, по серии картинок;·
    - отвечать на вопросы по тексту.
    При пересказе (рассказе) обратите внимание на
    - понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
    - на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ, рассказ);
    - на лексику (полнота и точность использования слов);
    - на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
    Речевая коммуникация
    - ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
    - уметь слушать и понимать речь;
    - строить общение с учетом ситуации;
    - легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
    - ясно и последовательно выражать свои мысли;
    - пользоваться формами речевого этикета.

 
Форум » Педагогический раздел форума » Учимся говорить правильно » Речевая готовность ребенка к школе
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: