loba481 | Дата: Понедельник, 30.03.2020, 04:54 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 44
Статус: Offline
| РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Итак, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:·- Правильное произношение всех звуков;- Умение различать звуки речи на слух;- Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;- Словарный запас;- Сформированность грамматического строя речи;- Связную речь;- Речевую коммуникацию.Звукопроизношение и фонематический слухРебенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.Владение навыками звукового анализа и синтезаГотовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:· - слышать и выделять первый и последний звук в слове; - определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); - определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; - называть слова с заданным звуком; - уметь составлять слова из звуков; - дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». Звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.Слоговая структура слова. Ребенку 6 - 7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не "выкидывает", не добавляет звуки и слоги. Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова. * Назови животных и их детенышей. У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы... у медведя… и т.д. * Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие. Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья… корова…т.д. * Назови, одним словом каждую группу предметов. Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д. * Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д. * Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д. * Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы. Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…,лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д. * Отгадывание загадок. * Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д. Грамматический строй речи Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными). * Назови предметы в единственном и множественном числе. Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д. * Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет,голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д. * Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д. * Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д. Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь:· - пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;· - составлять рассказ по картинке, по серии картинок;· - отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обратите внимание на - понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль); - на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ, рассказ); - на лексику (полнота и точность использования слов); - на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения). Речевая коммуникация - ребёнок должен быть достаточно активен в общении; - уметь слушать и понимать речь; - строить общение с учетом ситуации; - легко входить в контакт с детьми и взрослыми; - ясно и последовательно выражать свои мысли; - пользоваться формами речевого этикета.
|
|
| |