[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Алевтина_К  
Форум » Информация групп » Старшая группа "Ромашки" » Развитие речевой активности старших дошкольников (Консультация Королевой А.Н. и Кривощековой Е.Ю.)
Развитие речевой активности старших дошкольников
Алевтина_КДата: Понедельник, 04.09.2023, 14:42 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Воспитатели
Сообщений: 120
Репутация: 0
Статус: Offline
«Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей
Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир,
накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи
выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи
детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный
запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ,
отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и
культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого
аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного
общения детей друг с другом и с взрослыми.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять
в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками,но и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее
подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для этого
совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество
игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко
можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная
связь между вами и вашими детьми, это и радость от общения, и формирование
доверительных и дружеских отношений.
Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия:побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно
организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка,
тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно
отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе
устной.
Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Прививать
любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи нужно с формирования
желания постоянно читать. Чем чаще детям мы читаем, тем выше у них активность в
мозге во время прослушивания историй. И это понятно. Когда ребенок слушает
историю, он должен сложить все детали в своей голове. (Это отличается от
просмотра, где все показано на экране.)
Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к
чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту,
впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что«именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то,
что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,
придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников,
эмоционально захватывают их. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает
того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры открывают
широкие возможности для развития познавательных процессов: восприятия, памяти,
мышления, воображения и речи. При проведении любой игры нужно помнить: ребёнку
должно быть интересно и комфортно.
Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и
умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры
доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит
запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она
помогает развивать умственные способности детей.
Предлагаем вам систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого
развития детей. Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании детей!
• Игра «Узнай по описанию»
Вы называете признаки предмета, а ребенок  должен угадать слово. Например, если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные «круглый»,
«твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем можно поменяться
ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если взрослый намеренно с большим
трудом будет отгадывать загадки малыша, то от этой игры будет не только польза,
но и огромное удовольствие.
• Игра «Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать
такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная». К существительному
«снег» – прилагательные «белый», «пушистый», «чистый», «сверкающий»,
«лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий» …
• Игра «Слова-мячики»(или «Скажи наоборот»)
Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово,допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с
противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже
ребенок  первым произносит слово, а родитель подбирает к нему антоним.
• Игра «Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можнобольше слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок
должен ответить, что она мурлыкает, выгибает спину, царапается, прыгает, спит,
играет и т.д.
• Игра «Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит:
"Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т.
д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить
тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.
д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
• Игра «Поймай слог»
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа,  ма –мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
• Игровое упражнение«Скажи по-другому»
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов –приятелей).
Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение.Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами?
(печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это
слова – приятели.
Аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух).
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолёт сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течёт, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несётся).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).
 
Форум » Информация групп » Старшая группа "Ромашки" » Развитие речевой активности старших дошкольников (Консультация Королевой А.Н. и Кривощековой Е.Ю.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: