[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Галина_Ф  
Форум » Педагогический раздел форума » Методическая деятельность в ДОУ » Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников
Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников
galinafrolovagalaДата: Вторник, 07.12.2021, 08:59 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей


   В наше время научного прогресса остростоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.       Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явленияхжизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту:
художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.        
   На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.        
   Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить
воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.       Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое
простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.      На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.       Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие
методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использованииассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.     
   Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование
у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким
программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.      Занятия с детьми должны решать следующие задачи
:1. Формироватьпонимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени,
другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
2. Формироватьспособность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
3. Формироватьустойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
4. Развиватьспособность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
5. Формироватьуважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных
ценностей;
6. Развиватьпотребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения
культурного наследия разных эпох и народов.
  Ребёнку необходима помощь восознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное
воздействие.      
 Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.      
 В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и
искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его
социализации.       Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:• Видеть в предметахокружающей действительности широкий историко-культурный контекст;• Выявлять предметымузейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;• Проявлятьустойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;• Владеть навыкамивосприятия особого образного языка музейной экспозиции;• Эмоциональновоспринимать культурное наследие в различных формах его существования;• Обладать навыкамиобщения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.      Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях
музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.      В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять
экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.     Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражатьспецифику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей
игрушек-забав.   
 Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей
действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
 
Форум » Педагогический раздел форума » Методическая деятельность в ДОУ » Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: