Как помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

 

1.      Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники…

2.      Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.

3.      О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.

4.       Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями…Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.

5.      Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

6.      В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время.

7.      Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а на утро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.

8.      Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и решите проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру на положительные результаты.

 

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

 

Е.А. Абдулманафова,   воспитатель 1-й младшей группы.

Не хочу! Не буду!

Не надо!": кризис

трёх лет.

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как  себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком".

Кризис трёх лет -эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?

Уже отмечалось, что в это время ребёнок становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связано с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу.

Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Маша хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: "Я хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе

становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: "Я... я... я!". Это "Я" постепенно переходит в "Я сам!" Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство -способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь одеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно

ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого -"Не хочу!", "Не буду!", "Не надо!". Такая капризность ребёнка -

пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.

Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение -абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка -свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления

кризиса. Так как же лучше реагировать на упрямство

и капризы ребёнка?

Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами:

Поощряйте самостоятельность и активность малыша; Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя;

Установите границы активности малыша. Они

должны определяться сферой его безопасности.

Покажите ребёнку зону "можно" и "нельзя";

Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего;

Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;

Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего, он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу. Во время приступа попытайтесь переключить

внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приёмы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимание -истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.

                                                                

                                                Наталья Павловна Захарова, воспитатель младшей группы.

 

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

 Ваш ребенок идет в первый класс, вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе ( читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), вас все равно не покидает какое-то беспокойство. Еще большее волнение испытывает ребенок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растет напряженность. И с таким ребенком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

 Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

                  Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе. Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, воспитывайте произвольность, управляемость поведения. Никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил. Исключайте авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «вот пойдешь в школу - там тебе покажут!», «только посмей мне двойки приносить!»

  Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное - это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает ребенку возможность читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

  Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные , вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности геометрические фигуры под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Чтобы понять, насколько готов ваш ребенок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребенок, чтобы учиться в первом классе:  внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;  хорошая память; сообразительность;  любознательность;  развитое воображение;  начальные навыки чтения, счета, письма;  физическая ловкость; волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);организованность, аккуратность;  дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.  Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, уровень координации движения пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций.  Очень важный элемент готовности к школе - умение ребенка работать по инструкции.

 

Рекомендации родителям будущих первоклассников

- Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых - чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на Ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно Вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.

 -Обращайте внимание ребенка на огромное многообразие окружающих его предметов и явлений, таким образом, пополняя словарный запас ребенка. Увиденное на картинке ребенок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное "вживую" - запомнит почти наверняка. При этом можно задавать ребенку вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "что делает?" и т.д. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.

-  Составление коротких рассказов, по сюжетным картинкам. Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.

- Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади). Советую поиграть в такую игру: возьмите колокольчик (погремушку), попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.), . И еще одна игра на развитие слухового внимания. Наполните спичечные коробки разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). Послушайте вместе с ребенком, как гремят коробочки, какая крупа дает тот или иной звук, После этого можно попробовать угадать с закрытыми глазами

-Любые игры на развитие мелкой моторики.

                                             А.Н.Печникова  воспитатель подготовительной группы.

Формирование социально-личностной компетенции дошкольников средствами театрализованной деятельности. 

         С самого рождения ребёнка окружают взрослые и, естественно,  играют главную роль в его развитии и становлении личности. Первая ступенька социализации малыша  это семья. Однако, семья не всегда может дать полноценное воспитание и развитие творческой личности, легко адаптирующейся в обществе. Первые трудности ребёнок может встретить, поступив в детский сад. Чтобы преодолеть эти трудности необходимо объединить усилия педагогов и родителей.  Прежде всего, следует  создать условия для  успешного развития творчества и эмоционального благополучия детей. Известно, что основной вид деятельности детей это игра. Исходя из понимания самобытности дошкольного детства уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия важно на первый план выдвинуть художественно-эстетическую деятельность, обладающую наибольшими развивающими возможностями, где полнее проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью  является  театрализованная, но не дублирующая профессиональный театр взрослых, а приближенная к детской игре. Театрализованная деятельность способствует развитию у дошкольников эмоциональных чувств,  воображения, фантазии, мышления,  внимания, памяти, воли.   Формирует у детей речевые, организаторские, двигательные, оформительские, коммуникативные умения и навыки. Театрализованная деятельность включает в себя игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли. Театрализованные действия могут быть представлены праздником, досугом, развлечением. Важной частью работы является подготовка и постановка спектакля, где должны принимать участие и педагоги и родители.      Только в тесном партнёрстве с родителями можно получить положительный результат воздействия театрализованной деятельности на формирование социально-личностной компетенции дошкольников. А это значит, что дошкольники приобретут знания об искусстве театра и эмоционально положительное отношение к нему. У них сформируются умения создать образ в соответствии со сценической задачей, умение строить сценический образ действующих лиц, практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.     

                                                     Г.А.Фролова, старший воспитатель ДОУ № 40.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Развиваем мышление дошкольников с помощью мнемотехники

    У  дошкольников  память  носит непроизвольный  характер.  Лучше  запоминаются предметы,  события, явления, близкие  к  жизненному  опыту  ребенка,  с   которыми  он  вступает  в активное   взаимодействие.  Для  улучшения  памяти  необходимо  воспитывать     у  детей  приемы  запоминания.  Этому  и  способствует  мнемотехника.

 Мнемотехника  - это  система  методов    и приемов,  обеспечивающих  эффективное запоминание,  сохранение и  воспроизведение  информации.  Использование  мнемотехники  для  дошкольников   в   настоящее  время  становится  более  актуальным, так как способствует  развитию  памяти  (разных  видов:   слуховой,  зрительной,  двигательной,   тактильной),  мышления,  внимания,   воображения.   Главное  содержание  памяти  дошкольника  составляют  представления о  конкретных  образах  людей,  явлений  природы,  событий,  предметов, их  свойств,  качеств,  признаков,  действий.  Представления    являются  основой  для  рассказывания,  рисования, игр.  Для этого  чтобы избежать  отрывочности   представлений,   формирующихся  у малыша,  следует  организовывать  его  активную  деятельность,  специально  включая  материал  для  запоминания.

 Особое  место  в  работе с  детьми  занимают  мнемотаблицы.   Мнемотаблица  -  это схема,  в  которую   заложена  определенная   информация.  Использование   мнемотаблиц   в  работе  с  детьми  способствует   развитию  памяти,  внимания,  мышления, перекодированию информации,  т. е. преобразование  из   символов   в  образы  и  развивают  мелкую  моторику. 

1.       Рассмотрим  на  примере  сказки  « Теремок».

Занятие  состоит  из  нескольких  этапов: 

1.       Рассматривание  таблицы   и  разбор   того, что на ней  изображено. 

2.      Преобразование   абстрактных  символов  в  образы. (Рисуем - домик,  крышу –треугольник,  волка - заборчик-это  зубы  волка, лиса -  пушистый  хвост,  медведь – большой  коричневый  круг.

3.       Следующий  этап – пересказ  сказки  с  опорой  на  символы (образы). Пересказ  может  вести  ребенок  самостоятельно  или  с  помощью   взрослого.

4.       Делается  графическая  зарисовка  таблицы.

5.      Любая  таблица  может  быть  воспроизведена  ребенком  при  ее  показе,  опираясь  на  главных  героев.

6.        Размер  таблицы  может  быть  различным   в  зависимости  от  возраста  детей  и от  их  уровня  развития.

 

                                     Желаю вам творческих успехов!

 

Декабрь 2013 г.                                  Ширманова Л.А. воспитатель первой категории. 

 Фролова Галина Александровна, старший воспитатель.

           Однажды я прочитала такую фразу: «Качество образования – это количество счастья, которое ребёнок получает в детском саду». Актуально. Очень хочется, чтобы   количество счастья у детей было полным и считаю, что одна из составных  качества образования  зависит от эффективности деятельности педагогического коллектива, его сплочённости, творчества, активности,  наличия единства  и взаимопонимания во взглядах, стремления  к постоянному совершенствованию профессиональной компетентности, желанием и умением поделиться  своими  достижениями.  Всем желаю успехов!

 

Моё кредо: В методике есть своя глубина.  Необходимо добрался до самого дна, чтобы получить её драгоценный клад.