kretova-1965 | Дата: Пятница, 13.05.2016, 06:41 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Статус: Offline
| Это и тогда, когда нормальнаязабота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за их судьбу.Взрослые всегда спешат. Маменекогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.В сущности, за стремлением делатьвсе за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.Гиперопека проявляется не тольков ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.Причиной излишней заботы о сынеили дочери может быть собственное несчастливое детство родителей, отсутствие материального благополучия. В этом случае их основным желанием становится обеспечение потомков всем тем, чего они были лишены в свое время. Еще одна причина — страх утратитьребенка. Это чувство часто основывается на объективных причинах. Например, младенца долго ждали, обращались за помощью к специалистам. Или в раннем детстве малыш долго болел или получил серьезную травму. В таких случаях родители склонны преувеличивать его болезненность, беззащитность и слабость. Замечена закономерность: дети,которые все получают “на блюдечке с голубой каемочкой”, в подростковом возрасте начинают бунтовать и конфликтовать с родителями. Протест против чрезмерной родительской опеки у человека, который стремится почувствовать себя взрослым, может принимать самые разные формы: от холодной вежливости до агрессивного отпора. Специалистывыделяют два вида гиперопеки: снисходительную и доминирующую.Снисходительнаягиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи,которая стремится максимально удовлетворить его потребности, охраняя от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает негативные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке сына или дочки к реальной жизни за порогом родительского дома. Детям все позволяется, все прощается, они не знают никаких ограничений. Когда такой ребенок поступает в школу, он не может наладить контакты с ровесниками, ему сложно выполнять требования учителя, тяжело учиться.Нельзя злоупотреблять хорошимпринципом “Все лучшее — детям”. Нельзя приучать ребенка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Ребенок, который все время слышит: “Это только тебе. Ешь сам, никому не давай”, вырастет эгоистом, который умеет только требовать и ничего не дает взамен. Пройдут годы, и такие люди, не получая за рамками семьи благ, к которым привыкли, будут стремиться взять их любимыми средствами, даже подлостью и силой, или почувствуют себя неполноценными, обманутыми, несчастными. Итог может быть плачевным – замкнутость в себе, неумение общаться, агрессивность, попытки суицида.Доминирующаягиперопека. Родители отдают ребенку много сил и внимания, нопри этом практически лишают его самостоятельности, вводя всякие запреты и ограничения. Обычно такой стиль воспитания свойственен авторитарным женщинам, которые считают сына или дочку своей собственностью. Такие женщины с успехом выполняют роль любящей матери, пока ребенок маленький и целиком от них зависит. Однако в дальнейшем власть взрослого уменьшается, утрачивается его авторитет. Надо помнить, что ребенок можетполноценно развиваться только в процессе той деятельности, которая вызывает у него интерес и какой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. При доминирующей гиперопеке создается ситуация, отлично отраженная в поговорке “Можно затянуть лошадь в воду, но нельзя принудить ее пить”. Ограничение свободы ребенка автоматически ведет к ограничению его ответственности. Ребенок перестает ощущать себя активным участником семейных взаимоотношений, который несет ответственность за то, чтобы каждому члену семьи было хорошо. Таким образом, авторитаризмвзрослых препятствует развитию в ребенке самостоятельности, способствует формированию эгоистичных черт и комлексов. Родители, которые не приучили сына или дочку заботиться о других, растят эгоистов и иждивенцев. Возможен и другой, грустный итог: тотальный контроль озлобляет детей; став взрослыми, они начинают бунтовать против отеческого притеснения, могут пойти на полный разрыв с семьей.Родители, которые придерживаютсягиперопекающего стиля взаимодействия с детьми, апеллируют к слабости и уязвимости ребенка, несовершенству его умений, отсутствию у него представлений об опасности. Конечно, необходимо заботиться о здоровье малыша. Однако стремление оградить его от всего потенциально опасного часто приобретает характер тотального запрета. Ребенку нельзя дотронуться до вазы – вдруг она разобьется, нельзя помочь маме отнести на кухню посуду - можно упасть и порезать руку, нельзя поднимать с земли камушки и ветки – они грязные и ими можно пораниться, нельзя ступить в лужу – можно промочить ноги и заболеть, нельзя играть с другими детьми – они могут заразить малыша. "Нельзя… нельзя… нельзя", - постоянно слышит ребенок. Витоге он оказывается изолированным от окружающего его мира, от жизни взрослых и других детей, что тормозит его познавательное и социальное развитие.Ребенок, привыкший к чрезмернойопеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.Родители могут даже не догадываться, что у них есть такая проблема. Ноесли они осознают это, то поспособствуют нормализации отношений со своим ребенком и смогут избежать еще не совершенных ошибок в воспитании
|
|
| |