kretova-1965 | Дата: Среда, 10.08.2016, 06:00 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Статус: Offline
| В началеучебного года в группу приходят дети, укоторых довольно часто наблюдается задержка речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением ЦНС. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Их отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них трудны многие упражнения: непослушны пальчики, малоподвижны, напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать лишь разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя - тремя пальцами. Во время игр силой заталкивают предметы в отверстия или емкости, так как не владеют рациональным способом действия.Считается, что главное от чегозависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – «Больше разговаривайте с ребенком!» Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.На самом деле это совершенно нетак: уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга.Поэтому в работе с детьми сочетаются игры и упражнениядля тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Выполняется работа по совершенствованию пальчиковой моторики, влияющей на коррекцию звукопроизношения. Для нее регулярно выделяется оптимальное время: проводиться во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Превращая подобные упражнения в занимательную игру у малышей повышается к ним интерес.Упражнения подбираются так, чтобы в них содержалосьбольше разнообразных движений пальцами. Народная педагогика создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и , что очень важно, понятно даже самым маленьким. Широко используются игры с поэтическими словами и движениями, основываясь на пособие для родителей и педагогов Л.П.Савиной «Пальчиковая гимнастика», а также М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Наши пальчики играют», А.И.Максаков « Правильно ли говорит ваш ребенок», Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей», Т.В. Галанова « Развивающие игры с малышами до трех лет», А.Н.Корнев, Н.Е.Старосельская «Как научить ребенка говорить, читать и думать» Здесь движения конкретизирует образ, аслово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движения и восприятию их на эмоциональном уровне.Текстыупражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцевруки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, шнурование, кнопки, закрепления на липучке, наборы колес разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой: пальчиковый бассейн, сортеры геометрических форм, доски с вкладышами (фрукты, игрушки, овощи, геометрические формы, одежда и обувь, сказки).Хорошимсредством для развития движений является пальчиковый театр, который формирует сознательное поведение малыша и поддерживает стремление общаться со взрослым и сверстниками в процессе игровой деятельности (пальчикового театра), обогащает его словарь. Выполняя различные пальчиковые упражнения малыши овладевают двигательными умениям инавыками, у них развивается координация движения, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.К концуучебного года они добиваются значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребенка начинает развиваться интенсивнее. Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи. К работе по развитию моторики подключаются родители. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторики, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается в речевом развитии. Предлагаются родителям (в виде папок – передвижек, буклетов, памяток в стенде - уголка для родителей, консультаций) : - массаж пальчиков и кистей рук,- специальные фольклорные пальчиковые игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;- бытовые ситуации, которые помогают приобретатьнавыки самообслуживания и посильно помогать членам семьи;- использование настольных и подвижных игр, визобразительной деятельности (лепке, рисовании).Совместная работа с родителями положительно влияет и помогает формированию познавательных процессоввосприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.
|
|
| |