Администратор | Дата: Среда, 04.05.2022, 06:37 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 164
Статус: Offline
| Основы финансовой грамотностидля дошкольников
Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культураличности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость,смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В дошкольном возрастеосновы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственныепредставления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положитьв копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говоритьо нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любаядругая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основепринципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужнопрививать чувство ответственности и долга в сфере финансов, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Работу по знакомствуребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность»,«деньги» - к более сложным финансово – экономическимявлениям: «товарно –денежные отношения», «купля –продажа», «бюджет» и др.
Перечень базовых финансово-экономическихпонятий:
- труд, работа,профессия, продукт труда, товар, услуга;
- деньги, монета, купюра,доход, заработок, заработная плата;
- личный бюджет,карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство;
- сбережения, копилка,кошелек, сейф;
- покупка, цена, продажа,обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево;
- долг, должник, заем;
- план, экономия;
- потребность, капризы,желание, возможность;
- торговые предприятия:магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки;
- подарок, реклама;
- богатство, бедность,жадность, щедрость.
Формирование финансовойкультуры у дошкольников должно быть направлено на:
• любовь к труду
• уважение к результатамтруда взрослых
• умение считаться спотребностями семьи
• тратить деньги, преждевсего на то, что необходимо
• проявлять терпение придостижении желаемого
• ответственно относитсяк чужим вещам.
Формы и методы,которые необходимо воспитателю использовать в своей работе:чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, возможности в анимации представляемого материала, видео- и звуковых материалов и пр. Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса.
При построении ППЭСнеобходимо соблюдать следующие условия:
- статичность иподвижность предметного окружения;
- гибкость;
- комфортность;
- открытость – закрытостьППС.
Предметно–пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.
Приемы работы с детьми:
1. ЗагадкиМаленькая, кругленькаяИз кармана в карман скачет. (Монета).2. Вопросы к детям:- А какие бывают деньги?- Скажите для чего намнужны деньги?Ответы детей: покупатьтовар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать….3. Игра «Что можно купить заденьги? «Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопнитев ладоши, если нет, то не хлопайте. (Показать картинки: ветер, кукла, радуга, молокои т.д)4. Кто из вас знает за чтоможно получить деньги? (за труд-зарплата, за хорошуюучебу-стипендия, пенсия, клад и т. д.) Все эти полученные деньги мы можем считать -ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы. Игра: «Доход - расход»- Яначну читать сейчас.Яначну, а вы кончайтеХороммне вы отвечайте: доход или расходМамаполучила зарплату – доходРебёнокпошёл учиться в 1 класс – расходБабушказаболела – расходЧеловеквыиграл приз – доходЧеловекпотерял кошелёк – расходСадоводпродал яблоки – доходМамазаплатила за квартиру – расходПапаполучил премию – доходРебёнкукупили игрушку – расход 5. Просмотр мультфильмов, где герои сказок покупали,продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. («Муха-цокотуха», «Буратино «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. д.).6. Чтение басни Крылова«Стрекоза и муравей»1. Как Крылов называетСтрекозу в начале своей басни?2. Что делала Стрекозавсе лето?3. Что произошло соСтрекозой с приходом зимы?4. К кому Стрекоза,замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью?5. Кем Стрекозеприходился Муравей?6. Что попросила уМуравья Стрекоза?7. Что ответила Стрекозана вопрос Муравья о том, почему она не работала все лето?8. Что предложил делатьСтрекозе Муравей зимой?— Вот видите, дети, дажесказочные персонажи живут, так же, как и люди. Надо не только уметь отдыхать, играть и резвиться, но и уметь трудиться. А трудимся мы для того, чтобы наши потребности и желания были удовлетворены. Но свои потребности и желания нужно ограничивать.7. Беседы с детьми старшеговозраста.Например: - Что мы можем купить? (Дети перечисляютвсе возможные покупки.) - Все ли, что продается, нам необходимопокупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели быкупить.) Многое можно купить, есть вещи, которыенеобходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? - Всегда ли мы должны покупать что хотим? Ответыдетей. Да, ребята, прежде чем что-то покупать, надозадать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?»
|
|
| |