[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Галина_Ф  
Форум » Педагогический раздел форума » Методическая деятельность в ДОУ » Бережливые технологии
Бережливые технологии
galinafrolovagalaДата: Пятница, 03.12.2021, 11:26 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Формированиеоснов бережливости у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей

 
“Бережливость —важный источник благосостояния”
(Цицерон)

Воспитание бережливости – одна изсущественных сторон в воспитании ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Ребенок какможно раньше должен усвоить мысль: все, что необходимодля жизни людей, создается трудом. В каждую вещь вложен труд, поэтому,обращаться с ней неаккуратно, ломать, не беречь –значит не уважать усилиятех, кто создал её. Воспитание бережливости надоначинать с первых летжизни. Многие родители ни в чём не отказывают ребёнку,ограничивая себядаже в необходимом, приобретая ребёнку «чтобы не хуже,чем у других». Уребёнка создаётся впечатление, будто любая вещь приобретается с лёгкостью, он не осознаёт её
ценности, не видит её красоты, пользы, современем ломает игрушку. Зачастую родители поощряюттакое варварство:«Зачем тебе этот хлам? Лучше новое купим». Привыкший кэтому ребёнок,когда станет взрослым, легко будет расставаться с тем,что когда – то емубыло дорого.  Прежде чем требовать от ребенкаправильного обращения с предметами, нужно его этому научить и терпеливо напоминать, что каждая вещь имеет свое значение. С самого раннего возраста ребенку нужно объяснять: каждая вещь требует ухода, у каждой вещи свое место, откуда взял ее туда и положи. Эти правила легко усваиваются детьми, если ребенок постоянно видит порядок в доме, а взрослые являются для него примером.   Предоставьтеребенку возможность принимать участие в поддержаниипорядка сначала в своих игрушках, а по меревозрастающих детскихвозможностей – в уходе за своими личными вещами,предметами, а затем и вдоме. Пусть пробуждается в нем чувство хозяина,выражающееся в умениевидетьне порядок и устранение его, в умение обслужить себя самостоятельно. Следите,
чтобы ребенок, заканчивая свои дела, непременноубирал все, с чем занимался и играл. Он должен твердоусвоить – свои вещи,игрушки он должен убирать сам, никто этого делать занего не будет. Смалых лет нужно научить ребенка относиться кобщественным вещам, как ксвоим. Такое отношение вырабатывается с малого,например, с умениязаботиться о сохранении вещей старших и младших членовсемьи.      Самое главное для малышей в воспитаниитакого личностного качества, как бережливость — повседневный опыт. Занимаясь
аппликацией, учим работать на салфетке, чтобы не испортить стол. При занятии хозяйственными делами — надеть фартук, чтобы не испачкать одежду. Таких примеров из повседневной жизни — тысячи. Если испортилась игрушка, книга или какая-нибудь вещь, принадлежащая ребёнку, не следует торопиться её выбрасывать и покупать новую. Давайте попытаемся вместе с ребёнком эту вещь исправить. Так дети учатся
продлевать жизнь вещам и экономить деньги родителей.  Процесснравственно-экономического воспитания детей дошкольноговозраста не состоится без участия родителей, так какпервые познания мираэкономики ребёнок получает в семье. Если ваш малышбудет видеть домапримеры экономного расходования водных иэнергоресурсов, бережного отношения к вещам, то, вполне вероятно, он вырастетрачительным хозяиномс высоким уровнем ответственности, деловитым,организованным, умеющимс наименьшими затратами достичь наилучших результатов.Если приучатьдетей к бережливости, они будут внимательнееотноситься к своим и кчужим вещам, к окружающей среде, что в дальнейшемстанет основой длявоспитания бережного отношения к природе, к стране. Проблема повышения качества, эффективностидеятельности является,как никогда, актуальной в переходе нашей страны нановый уровеньэкономического развития. Это невозможно без поиска ивнедрения новых,современных идей, концепций, принципов, технологий.Одной из такихконцепций является «Бережливое производство»,направленное напостоянное стремление к устранению всех видов потерь влюбом видедеятельности.
Элементы бережливого производства могутбыть приняты и использованы в собственной профессиональной деятельности человеком, если он уже с дошкольного возраста находится в атмосфере внедрения принципов бережливого производства, приобщается к его культуре. Тогда успешнее формируется бережливое мировоззрение, стиль мышления, образ жизни, привычка быть аккуратным, ответственным, рачительно относиться ко времени и предметному миру. Дети, умеющие организовывать своерабочее пространство, действовать самостоятельно и поалгоритмам,планировать свое время, успешней адаптируются в школеи взрослой жизни.По словам Я.А. Коменского «Мудрое распределениевремени естьоснова для деятельности». К сожалению, в дошкольномучреждении приреализации образовательной программы дошкольного образованияи педагог,и старшие дошкольники часто живут в условиях дефицитавремени, чтоособенно характерно для дошкольных учреждений,осуществляющихобразовательную деятельность. Необоснованные потеривремени связаны сотсутствием знаний, представлений и навыковбережливости. Решениепротиворечий между необходимостью обеспечения условийдля разных видов детской активности (ФГОС ДО) и необоснованнымипотерямивремени из-за не сформированных у детей навыковбережливости лежит воснове концепции системы работы по формированию основбережливости удошкольников.Таким образом, использование бережливых технологийорганичнодополняет традиционные формы образовательнойдеятельности, делает ееболее интересной и разнообразной, способствуетповышению интереса детейи улучшению их образовательных возможностей. Особенностиорганизации образовательной деятельности поформированиюоснов бережливости у детей дошкольноговозраста      Развивающаяпредметно-пространственная среда группового помещенияявляется неотъемлемой частью целостной образовательнойсредыдошкольной организации. В рамках современных тенденцийразвитияРоссийского дошкольного образования возможны различныевариантысоздания РППС, но всегда обязательно учитываетсявозрастная и гендернаяспецифика для реализации образовательной программы.Насыщение среды группы инструментами бережливогопроизводства: враздевалке размещены алгоритмы одевания на улицу,складывания вещейв шкафу, завязывания шнурков, переодевания нафизкультуру. В детскихшкафчиках вверху на дверцах прикреплены пластиковыеконверты дляпередачи информации родителям. В групповой комнатеразмещеныалгоритмы дежурства, ухода за комнатными растениями,подготовки кизобразительной деятельности и экспериментальнойдеятельности. Шкафы,полки и контейнеры с игровым и развивающимоборудованием расположеныи обозначены в групповом пространстве с применениевизуализации:маркеры, изображения, включая фотографии, рисунки,схемы, диаграммы,разметку, цветные ярлыки и т. п. Использование кукольногоперсонажаФиксика SOS, как визуализации, позволит воспитателюненавязчиво указатьдетям на беспорядок в том, или ином месте групповогопомещения. Вспальне для детей находятся алгоритмы заправки кроватипосле дневногосна, складывания вещей на стульчик перед сном. Напольнаяразметка около кровати для сандалий позволит детям после сна сразу их находить. В туалетной комнате размещены алгоритмы умывания и пользования туалетом. Напольная разметка для соблюдения дистанции перед раковинами для умывания даствозможность детям поочередно умываться и свободнопроходить с мокрымируками к стойкам с полотенцами. Воспитание в ребенкебережливостипроходит не только в детском саду, но и в домашнихусловиях. Поэтомунеобходимо организовать методические мероприятия,направленные наповышение уровня оптимизации взаимодействия педагоговДОО с семьямивоспитанников по проблеме формирования бережливогомышления у детейдошкольного возраста вДОО в современных социокультурных условиях (наглядная информация, памятки, тематические
информационные сообщения, практикумы и др.). С учетоманализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностеймикросоциума, потребностей, желаний воспитанников, ихродителей,возможностей педагогического коллектива вобразовательный ивоспитательный процесс рекомендуется включить игровуюипознавательную деятельность по формированиюбережливого отношения ктруду воспитанников и взрослых ДОУ. Данный материалпозволитвыстроить систему воспитания бережливых и экономныхдетей не спомощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша всказочный иудивительный мир бережливости и экономии.
В ходеработы рекомендуетсяиспользовать разнообразные активные формы, построенныена игре для тогочтобы дети, играя, не подозревали, что усваиваютзнания, овладеваютумениями и навыками, учатся культуре общения иповедения. Находясь вусловиях бережливого обучения, дети смогутбеспрепятственно применятьприобретенные навыки и умения в реальной жизни. Такжедети с раннегодетства будут адаптированы к культуре бережливогопроизводства. Задачибережливого обучения с детьми дошкольного возрастаосновываются наформировании бережливого сознания, которые наначальном этапезаключаются в навыках правильного одевания/обувания,экономии времени,бережного отношения к собственным и чужимвещам/игрушкам, соблюденияличной гигиены и др.Исходя из выше сказанного, элементы бережливогопроизводства могутстать дополнительным воспитательным средством. Увоспитанников,которыеиспользуют в деятельности инструменты «бережливого производства» происходит приобщение и формирование бережливого стилямышления и образа жизни.Инструментыбережливого производстваОдним из инструментов бережливого производстваявляется принцип 5 S
.1 S - Сортировка«То, что нужно-прибери, а е нужно-удали!»
2 S - Соблюдения порядка«Каждой вещи-своё место»
3 S - Содержание в чистоте«В нашей группе красота, потому что чистота!»
4 S - Стандартизация«Порядок время бережет»
5 S – Совершенствование«Делу время и потехе час»
Данная система  позволяет использовать разнообразные методы иприемы, как с воспитанниками, так и с их родителями (законными представителями).При организации работы в группе детей, созданиебережливыхтехнологий тесно связано с необходимостью сделатьокружающую средубезопасной, понятной, доступной. Основным методомработы, являетсякартирование процесса – схема (алгоритм, изображающаякаждый этапработы, с целью выявления возможностей совершенствования текущегопроцесса и его приближения к идеальному состоянию).  Задачи картирования- визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил вдействии. Для работы сдетьми применяются различные алгоритмы, правила,подсказки, условныеобозначения, маркёры. На красочной картинке,находящейся в зоневидимости ребенка, изображен порядок действия в тойили иной ситуации. Обращайтевнимание на следующее:1.Сортировка. В воспитании ребенка главное подать нужный пример, анетыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенныепо комнате. Еслиродители разбрасывают вещи, оставляя уборку на потом,и не доводят доконца дела, стоит ли удивляться, что дети не убираютигрушки и одежду? Всвязи с этим предлагаем в группе наклеить маркёры ввиде картинок, длятого чтобы ребенок четко знал, где находятся ножницы иклей, в какомящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки.Дома, вы такжеможете наклеить картинки на места, где должнырасполагаться те, или иныеигрушки, сделать это лучше с детьми. Обязательно когдаони будутраскладывать игрушки по местам, похвалите их, похвалаза порядок илидизайн будет лучшей наградой для ребенка, и рано илипоздно, малышпоймет, что убирать в своем уголке выгодно и оченьприятно.2.Соблюдение порядка. В раздевалке на дверцах шкафчиковразместитеизнутри картинки с алгоритмами размещения вещей.Обратите внимание нато, что инструкция последовательности одевания посезонам располагаетсяна самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть»как правильно ибыстро одеться. Чтобы избежать нравоучений дома вытоже можетерасположить такие инструкции в шкафу или рядом.3.Содержание в чистоте. Алгоритм «Мытье рук» располагается втуалетнойкомнате над раковинами. Мытье рук — обязательнаягигиеническаяпроцедура для взрослых и детей, поэтому передпедагогами и каждымродителем стоит задача научить ребят делать этосамостоятельно. Дети,обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению сосвоими неаккуратнымировесниками. Начать готовить ребенка ксамостоятельному выполнению этойпроцедуры можно с раннего возраста. Но прежде всего, проанализируйте,соблюдают ли взрослые члены семьи правила гигиены.Руки необходимомыть не только при видимых загрязнениях, но и послепрогулки, посещениятуалета, игр с животными, до и после еды. В туалетнойкомнате ребенокнаглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает,что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло,помыть руки, закрытькран, вытереть руки полотенцем. Вы тоже можетерасположить такуюинструкцию дома над раковиной, такие единые требованияприводят ребенкак пониманию необходимости выполнять эти процедурыбыстро и постоянно.4.Стандартизация. Безопасность была и будет приоритетнымзвеном вкомплексе педагогической и организационнойдеятельности дошкольногоучреждения. Там, где ребенок может обезопасить себясам, снова используемметод воздействия на сенсорику. Для обозначениявозможной опасностинеобходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать ивзрослые и дети: цветасигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная;назначение и правила применения.  Непосредственная опасность – красный цвет.Возможная опасность – желтый цвет.Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.Указание – синий цвет.Неподвижный объект.Подвижный объект.Направление движения.Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание,им обозначензапрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветырастения. Такимобразом, у ребенка подсознательно формируется понятиеоб осторожномповедении в обозначенном месте. На острые углы, зоныоткрывания дверей,и другие места, где ребенок должен быть бдительным,можно нанестимаркёры красного цвета. В групповых блокахиспользуются знаки, которыеспособствуют повышению безопасности детей, а так жеучат детей беречьресурсы (вода, свет, тепло).5.Совершенствование. Игра «Наш день» состоит из карточек сситуациямив течение дня и стрелочек. Дети с утра самисоставляют, какие события будутпроисходить сегодня, так дети строят распорядок дня.Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизньв детском саду,лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителейхотя бы от частихлопот. 
   Например:Организации сюжетно-ролевых игр на принципах 5 S .1.Сортировка. Подразумевает четкое разделение атрибутовна нужные иненужные и избавление от последних. Таким образом, в контейнередляопределенной сюжетно-ролевой игры сложены атрибутынеобходимыеименно для ее развертывания.
2.Соблюдение порядка. Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась«на своем месте». Ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность.
Организация хранения сюжетно-ролевых игр строго поодинаковым, промаркированным в едином стилеконтейнерам. Это позволяетбыстро и просто их найти и использовать
.3.Систематическая уборка. Развиваем привычку убирать послесебя.Содержание атрибутов к сюжетно-ролевым играм в чистотеи опрятности.Организация хранения контейнеров с сюжетно-ролевымииграми в своёмобозначенном месте в пространстве игровой комнаты
4.Стандартизация – поддержание порядка. Письменнозакрепите правиласодержания сюжетно-ролевых игр, технологии работы идругие процедуры.В каждом контейнере находится карта – визуализацияатрибутов к даннойигре, чтобы дети меньше времени тратили на наведениепорядка и четкознали, куда и что положить. Особые требования кстандартам: краткость исодержательность описание действий должно бытьпредставлено в простойлаконичной форме, понятной для каждого ребенка.
5.Совершенствование – воспитание привычки точного выполненияустановленных правил и процедур. Использованиетехнологии 5S – отличнаявозможность продемонстрировать воспитанникам пользуалгоритмов иправил на собственном примере. Соблюдая эти принципы,дети будут четкознать, где находятся сюжетно-ролевые игры, какой в нихдолжен быть порядок, в каком контейнере лежит та или иная игра.Дети будут меньшевремени тратить на наведение порядка, ведь они самизнают, куда и чтоположить, а визуализация процесса поможет ребенку  самостоятельно собирать игрушки после игры. Благодаря организации хранения, когда укаждой вещи есть своё обозначенное место, сам процесс систематической уборки проходит для детей непринужденно, интересно игораздо быстрее.Каждый ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку, ведь это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни. Человек, привычно применяющий принципы бережливого производства каждый день во всех сферах своей жизнедеятельности, более внимателен ко всему, что находится вокруг него. Учитывая, что развитие такого важного качества, как бережное отношение ко всему окружающему, закладывает базовые основы самоорганизации ребенка,его умение и навык оптимального распределения временных, материальных идругих
 
Форум » Педагогический раздел форума » Методическая деятельность в ДОУ » Бережливые технологии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: