Галина_Ф | Дата: Четверг, 26.10.2017, 07:06 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Воспитатели
Сообщений: 56
Статус: Offline
| Коммуникативная компетентность воспитателя
Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Главным условием повышения качества дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. Воспитатель должен уметь работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеть методами и приемами организации педагогической работы с детьми.
«Коммуникативная компетентность» воспитателя включает в себя следующие компоненты:
- Грамматическая компетенция - способность распознавать лексические,морфологические, фонологические особенности языка и манипулировать ими.
- Социолингвистическая компетенция – социальные правилаиспользования языка (понимание роли каждого участника общения).
- Компетенция высказывания – способность воспринимать ипродуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство.
- Компетенция речевой стратегии – знание правил общения.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений в детском коллективе. Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка, объективная требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
|
|
| |